ТАСС, 15 июля. Изучение облика нескольких сотен шимпанзе, которые живут в питомниках и на воле, заставило зоологов усомниться в том, что серебристая окраска шерсти может говорить об их возрасте. Статью с результатами их исследования опубликовал научный журнал PLOS ONE.
"Люди седеют очень предсказуемо, однако для шимпанзе эта закономерность совершенно не соблюдается. Как правило, их шерсть со временем приобретает слегка пепельную окраску, но полностью они никогда не седеют. Из-за этого мы не можем определить их возраст по цвету шерсти", – рассказала об исследовании Элизабет Тапанес, приматолог из Университета имени Джорджа Вашингтона (США) и один из авторов работы.
Геномы человека и шимпанзе совпадают на 99%, однако в других аспектах эти виды сильно отличаются. Поэтому в старости люди и шимпанзе страдают от разных проблем. Из-за этого ученые не могут использовать человекообразных обезьян для того, чтобы исследовать различные болезни и выяснять, как человек приобрел способность членораздельно говорить и мыслить.
В частности, размер мозга шимпанзе практически не меняется практически до смерти обезьяны, а для людей это совсем не характерно: объем нашего мозга начинает уменьшаться на шестом десятке лет жизни. При этом у самок шимпанзе, в отличие от людей, не наступает менопауза, да и репродуктивные способности в преклонные годы жизни не понижаются.
В новом исследовании Тапанес и ее коллеги решили проверить еще одну параллель между людьми и шимпанзе: они выясняли, верно расхожее представление о том, что серебристая окраска шерсти у шимпанзе служит индикатором возраста так же, как седина – у человека. В ходе работы ученые открыли еще одну уникальную черту шимпанзе, не характерную для человека.
Ложный индикатор
Ученые собрали и детально изучили фотографии нескольких сотен шимпанзе двух разных подвидов, которые обитают на западе и на востоке Африки. Часть из них живет на воле, а другие особи – в различных национальных парках и заповедниках. Во всех случаях зоологи наблюдали за жизнью каждого животного на протяжении многих лет и знали их точный возраст.
Анализируя фотографии этих шимпанзе, Тапанес и ее команда исходили из простого принципа – если шимпанзе седеют так же, как и человек, то их шерсть по мере увеличения возраста будет обесцвечиваться столь же плавно. Если же такой линейной зависимости нет, то перемены в окраске шерсти служат следствием каких-то других процессов, которые не связаны со старением.
Просмотрев несколько сотен фотографий обезьян, антропологи и зоологи усомнились в том, что их окраска связана с возрастом. К примеру, максимальное количество "седых" волос, около 59%, наблюдалось на морде обезьян в возрасте от 30 до 35 лет, тогда как у более пожилых особей их было гораздо меньше.
Все это, как считают исследователи, говорит о том, что серебристая окраска шерсти помогает шимпанзе различать других членов группы, защищает от перегрева или выполняет другие важные жизненные функции, но об их возрасте совсем не говорит. Ученые не исключают и того, что вариации в окраске отдельных особей могут быть связаны со случайными мутациями в ДНК или разным уровнем стресса, который обезьяны пережили в какой-то из моментов жизни.
Это открытие говорит о том, что седые волосы появились у предков человека уже после того, как они отделились от общего древа эволюции с шимпанзе и другими высшими приматами. Дальнейшее изучение различий между обезьянами и людьми, как надеются исследователи, поможет понять, когда и почему наши предки начали седеть.