Ученые в Петербурге разработали сенсоры, способные определять токсичные примеси

Определять присутствие в воздухе молекул вещества позволяют микролинзы из термопластичного халькогенидного стекла, нанесенные на подложку фото- или светодиода
Компьютерная модель стенда для тестирования газовых сенсоров Медиа-центр СПбПУ
Компьютерная модель стенда для тестирования газовых сенсоров
© Медиа-центр СПбПУ

ТАСС, 10 июля. Ученые Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ) разработали компактные фото- и светодиоды, способные распознавать токсические примеси в воздухе или жидкостях, сообщает в пятницу пресс-служба университета.

"Ученые СПбПУ совместно с компанией "Микросенсор технолоджи" разработали ряд чувствительных энергоемких сенсоров, способных улавливать целый спектр органических соединений в воздухе или жидкостях. Технология дает возможность настраиваться на фиксированные длины волн колебательного спектра интересующей молекулы, то есть осуществлять настройку сенсора на обнаружение необходимой молекулы или ряда молекул", - говорится в сообщении.

Ученые разработали способ нанесения микролинз из термопластичного халькогенидного стекла на подложку фото- или светодиода. "Это позволило существенным образом увеличить квантовый выход кристалла и, как следствие, повысить чувствительность к измеряемым параметрам почти в семь раз. Дополнительно такая линза выполняет защитную функцию чувствительного к окислению активного элемента диода. При этом удалось полностью исключить процедуру приклеивания линзы", - приводит пресс-служба слова директора Высшей школы физики и технологий материалов СПбПУ Александра Семенчи.

К преимуществам технологии можно отнести также дешевизну производства при сохранении высокой чувствительности к обнаруживаемым веществам. "Технологичность процесса позволяет говорить о том, что производство подобных датчиков можно масштабировать до миллионных тиражей с низкой себестоимостью и перейти на применение устройств в массовом сегменте рынка", - отмечается в документе.

В настоящее время в университете собирают установку, на которой будут тестировать целый ряд технологических решений. Уже к осени эта процедура будет завершена, можно будет приступить к изготовлению сенсоров в интересах конкретных предприятий.

Проблема выявления токсичных примесей в газообразных и жидких средах актуальна не только для промышленных предприятий, но и для любого городского жителя, обеспокоенного качеством воздуха и воды. Подобные датчики применяются в таких сферах, как промышленная безопасность на угольных и химических предприятиях, экологический мониторинг состояния воздуха в городах. Компактность и энергоемкость сенсоров позволяют, в частности, организовать разветвленную городскую сеть и в режиме реального времени отслеживать и фиксировать превышение допустимых значений вредных выбросов.