"Программа материнства" победила в крысах тягу к кокаину

Ученые нашли в коре головного мозга участок, активация которого заставляет крыс забыть обо всем, кроме собственного потомства

ТАСС, 6 июля. Эксперименты на крысах помогли американским нейрофизиологам обнаружить в префронтальной коре их мозга участок, который отвечает за работу "программы материнства". Его активация заставляла грызунов "забыть" о наркотиках и больше времени уделять детенышам. Описание исследования опубликовал научный журнал eNeuro.

"В целом, результаты наших опытов говорят о том, что эта область префронтальной коры, так называемая инфралимбическая кора, играет ключевую роль в определении того, как много времени, ресурсов и внимания крысы уделяли своему потомству. Теперь нам нужно понять то, как этой области коры удавалось одерживать вверх в борьбе со столь сильными импульсами, как тяга к кокаину", – пишут исследователи.

За последние десять лет ученые выяснили, что в мозге человека и всех других млекопитающих есть несколько особых областей, которые отвечают за работу своеобразной "программы материнства", которая "включается" после рождения потомства. В частности, эксперименты на мышах показывают, что если ученые принудительно активировали некоторые такие регионы, то грызуны начинали заботиться о чужих детенышах.

Вдобавок активацию этой программы, как показывают наблюдения за семейными парами и опыты на животных, сопровождали изменения в активности гормональной системы и кардинальные перестройки в работе всего мозга. Причем такие сдвиги оказались характерны не только для женщин, но и для мужчин. Поэтому ученые решили детально изучить все проявления ее работы.

Изучая одно из подобных изменений в поведении новоиспеченных матерей, доцент Массачусетского университета в Амхерсте (США) Марианна Перейра и профессор Ратгерсовского университета (США) Джоан Моррелл обнаружили один из главных участков коры мозга, который управляет работой "программы материнства".

Дело в том, что ученые и медики давно заметили, что рождение ребенка резко снижает тягу к кокаину и другим наркотикам у наркозависимых женщин и самок животных. В некоторых случаях это помогает женщинам избавиться от зависимости, но происходит это далеко не всегда.

"Выключатель" материнского инстинкта

Моррелл и Перейра попытались выяснить, почему это так происходит, проводя эксперименты на беременных крысах. После родов ученые подключили к кровеносной системе и к мозгу грызунов набор капельниц, с помощью которых вводили в их организм кокаин, а также вещество, котороые блокировало работу разных областей префронтальной коры их мозга.

Во время опытов крысы жили в клетке с тремя "комнатами". В одной из них находилось гнездо с детенышами, вторая была заполнена разными предметами, а в последней ученые вводили грызуну наркотик. Как правило, если у крысы появлялась наркотическая зависимость, то она большую часть времени проводила именно в этой комнате.

После рождения детенышей ситуация кардинально менялась. Около 40% самок стали проводить больше времени в комнате с детенышами и постоянно заботиться о них. При этом у крыс повышалась активность так называемой инфралимбической коры мозга – особой области префронтальной коры, которая предположительно связана со страхом и некоторыми другими типами эмоций.

Одновремено с активацией этой части мозга снижалась активность другой области префронтальной коры – так называемой прелимбической коры. Она отвечает за принятие решений и эмоциональный контроль. Открыв такую взаимосвязь, ученые проверили, что произойдет, если заблокировать одну из этих двух областей.

"Отключение" инфралимбической коры приводило к тому, что почти все крысы забывали о детенышах и постоянно сидели в комнате, которая ассоциировалась у них с приемом наркотика. Деактивация же прелимбической коры заставляла около 70% крыс сфокусировать свое внимание на заботе о потомстве: крысы начинали активно вылизывать его и возвращать на место при попытке сбежать из гнезда.

Все это говорит о том, что инфралимбическая кора отвечала за включение и поддержание работы "программы материнства", которая могла подавить импульсы, которые были связаны с формированием наркозависимости. Дальнейшее изучение этой области мозга крыс, а также его аналогов внутри коры человека, как надеются Моррелл и Перейра, помогут им воспроизвести, а также усилить этот эффект, помогающий избавиться от тяги к наркотикам.