Миниатюрные копии печени помогли воспроизвести хроническую фазу развития малярии

Благодаря этому ученые выяснили, какие факторы влияют на проникновение возбудителей малярии внутрь печени и на их дальнейшую жизнь там

ТАСС, 3 июля. С помощью культуры клеток печени ученые проследили за тем, как меняется жизнедеятельность возбудителя малярии при переходе в хроническую стадию развития инфекции. Результаты их работы опубликовал научный журнал Malaria Jounal.

"Плазмодии могут проникать в клетки печени человека, впадать в спячку и скрываться внутри них на протяжении многих лет. Это часто приводит к тому, что после пробуждения паразита болезнь развивается повторно. Мы выяснили, как обнаружить плазмодий в клетках печени и проследили за тем, как развивается хроническая форма малярии", – прокомментировал результаты работы один из ее авторов, доцент Киотского университета (Япония) Куити Хасегава.

Малярия – это одна из самых распространенных инфекционных болезней человека, которую вызывают одноклеточные паразиты из рода Plasmodium. В умеренном и тропическом климатических поясах Евразии чаще всего встречается один из них, Plasmodium vivax.

По оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) всего от малярии страдают около 220 млн человек. Каждый год от нее умирает около 400 тыс. Больше всего заболевших живет в Африке и развивающихся странах Южной Азии, однако их точно число практически невозможно оценить.

Как отмечает Хасегава, это связано с тем, что во многих регионах мира, в частности, в Индии, малярия часто переходит из острой в хроническую стадию, при которой паразит начинает прятаться в клетках печени человека. Поэтому диагностировать болезнь становится сложнее. Кроме этого, это резко осложняет ее лечение, так как существует всего один препарат, который может уничтожать плазмодий внутри клеток печени – примахин.

Ученые практически ничего не знают о том, как Plasmodium vivax проникает в клетки печени и как меняется его жизнедеятельность, когда болезнь переходит в хроническую стадию. Это связано с тем, что биологи раньше не могли заставить плазмодий проникнуть в одиночные клетки печени.

Скрытый резервуар инфекции

Хасегава вместе с коллегами решили эту задачу. В ходе нового исследования ученые заражали малярией самые разные типы клеток печени, в том числе и ее миниатюрные подобия, выращенные из перепрограммированных стволовых клеток крови. Как надеялись ученые, благодаря этому эти копии печени будут более уязвимыми перед малярией.

Для экспериментов исследователи создали своеобразную "фабрику малярии" – технологическую цепочку, с помощью которой можно массово производить споры малярии, готовые к проникновению в клетки печени и крови. Для этого ученые кормили малярийных комаров кровью, полученной от носителей малярии из Индии, дожидались, пока в слюнных железах насекомых не появятся споры плазмодия, после чего извлекали их оттуда и помещали в питательный раствор с клетками печени.

В ходе опытов Plasmodium vivax, хотя относительно редко, но все же проникал в некоторые типы искусственных тканей печени. Наблюдения показали, что при проникновении в печень у "спящего" плазмодия может быть самая разная форма и размеры. Это говорит о том, что на на поведение и судьбу паразита внутри ее клеток влияет очень много факторов.

Из-за того, что в зараженные клетки печени попало относительно немного плазмодиев, это нельзя использовать для массовой проверки антималярийных лекарств. Однако благодаря этому исследователи могут изучать, как плазмодий проникает в клетки печени и живет внутри них, а также находить следы хронической инфекции в организме больных.

Как надеются исследователи, их опыты и последующие эксперименты помогут создать более безопасные лекарства, чем примахин, а также оценить объемы скрытых резервуаров малярии в Индии и других странах Евразии.