На ЖК-полимерах создали "бугры" и "вмятины", не касаясь их поверхности

Для этого ученые использовали поляризованный свет разных цветов

ТАСС, 19 июня. Ученые из России и Чехии создали жидкокристаллические полимеры, которые под действием света разных цветов могут изменять свой рельеф – образовывать "бугры" и "вмятины". Об этом пишет пресс-служба МГУ им. Ломоносова со ссылкой на научный журнал Soft Matter.

"С момента появления первых работ о гребнеобразных ЖК-полимерах были синтезированы и исследованы тысячи подобных ЖК-систем. Но впервые обнаружено формирование двух непохожих рельефов на поверхности одного полимера в зависимости от длины волны падающего излучения", – рассказал один из авторов работы, профессор МГУ Алексей Бобровский.

При определенных условиях жидкокристаллические полимеры могут сочетать свойства текучих и твердых кристаллических тел – как жидкости они могут принимать форму резервуара, в котором находятся, и как у кристаллов их характеристики могут меняться в разных направлениях. Оптическими свойствами таких соединений можно управлять с помощью электрического или магнитного поля, изменения температуры и так далее.

Одна из разновидностей таких материалов, свойствами которых можно управлять с помощью температуры, – гребнеобразные ЖК-полимеры. Их получают, соединяя гибкими связями достаточно жесткие фрагменты жидких кристаллов со структурой других соединений. Такими вставками часто служат фотохромные группы – то есть молекулы, которые определенным образом реагируют на свет.

Изменяя рельеф

В своей новой работе ученые исследовали, может ли лазерное излучение изменять поверхностный рельеф фоточувствительных ЖК-полимеров. Подобные соединения сначал синтезировали чешские химики, затем на их основе свой вариант создали их российские коллеги. Эксперименты с лазерным пучком ученые проводили на установке Института биоорганической химии РАН, которая объединяет методы атомно-силовой и поляризационно-оптической микроскопии с возможностью облучения лазерным пучком.

Оказалось, что пленки этих полимеров под светом разных лазеров деформируются по-разному. Если облучать их зеленым лазером, то на поверхности образовывались "вмятины", под красным светом возникали асимметричные "холмы". В высоту и глубину такие структуры не превышали нескольких десятков нанометров.

Ученые надеются, что созданные ими материалы можно будет использовать на практике.