Ученые обнаружили свойства пептидов, которые смогут повысить эффективность лекарств

Их преимущества состоят в том, что они нетоксичны, легко проходят через клеточные мембраны и относительно дешевы в производстве

МОСКВА, 19 июня. /ТАСС/. Российские ученые определили, что длина перспективных для применения в составе лекарств пептидов усиливает их способность избирательно взаимодействовать с участками ДНК. Новые данные помогут ускорить создание эффективных препаратов на их основе, сообщили ТАСС в пятницу в пресс-службе Национального исследовательского центра "Курчатовский институт".

Научная группа специалистов Национального исследовательского центра "Курчатовский институт" - Петербургского института ядерной физики имени Константинова (ПИЯФ) и Института биорегуляции и геронтологии РАМН изучила взаимодействие последовательностей двунитевых ДНК с дипептидами - биологически активными короткими пептидами, которые могут обладать антиоксидантными, антибактериальными и даже противоопухолевыми и антивозрастными свойствами. Молекулы рассматриваются учеными в качестве перспективной основы для лекарств, так как они нетоксичны, легко проходят через клеточные мембраны, а их производство не требует больших вложений. В рамках исследования авторы выявили связь между длиной пептида и его способностью избирательно взаимодействовать с целевыми центрами ДНК (селективностью).

"Ученым впервые удалось идентифицировать 57 комплексов дипептидов с ДНК, характеристики которых свидетельствовали одновременно о высокой степени сродства и высокой селективности. Также специалисты выяснили, какие структурные особенности этих биологически активных молекул могут обеспечить им "идеальное" взаимодействие с ДНК. Так, важным параметром является длина пептида: чем она больше, тем выше селективность связывания", - сказали ТАСС в пресс-службе центра.

В рамках системного анализа авторы изучили 108 тысяч вариантов пар дипептидов и последовательностей ДНК. Результаты исследования также показали, что около 7% всех дипептидов способны к селективному связыванию с ДНК.

"Данное исследование открывает уникальные возможности для разработки новых безопасных лекарств, способных к эффективному и высокоселективному связыванию с целевыми центрами ДНК", - пояснили ТАСС в Курчатовском институте.

Результаты работы опубликованы в журнале Nucleic Acids Research.