Российские ученые проследят за перемещениями краснокнижных стерхов

Накануне шесть молодых птиц были доставлены в государственный природный заказник "Куноватский" в Шурышкарском районе

МОСКВА, 15 июня. /ТАСС/. Ученые Ямало-Ненецкого автонономного округа (ЯНАО) пометили передатчиками шесть краснокнижных журавлей-стерхов, чтобы получить информацию о маршрутах миграции. Об этом сообщили в пресс-службе правительства ЯНАО в понедельник.

"Шесть молодых стерхов накануне были доставлены в государственный природный заказник регионального значения "Куноватский" в Шурышкарском районе. Четырех самок и двух самцов специально вырастили для Ямала в Окском государственном биосферном заповеднике. <…> Журавлей пометили передатчиками, чтобы следить за их дальнейшими передвижениями, получать информацию о маршрутах миграции и местах зимовок. Создавать семейные пары привезенные особи начнут через три года - у стерхов это происходит один раз и навсегда", - говорится в сообщении.

Как пояснили в пресс-службе, пока журавлей поселили в открытом вольере на болоте, где птицы проведут несколько дней. После того, как стерхи адаптируются к местному климату и окружающей среде, их выпустят на волю.

"Стерхи почти не видели людей. Они по-настоящему дикие, поэтому смогут легко адаптироваться в природе", - приводит пресс-служба слова директора Окского государственного биосферного заповедника Юрия Маркина.

Проект по восстановлению популяции стерхов реализуется в рамках комплексной научно-исследовательской экспедиции "Ямал-Арктика", оператором которой выступает Российский центр освоения Арктики. Как сообщили в пресс-службе регионального правительства, в июне 2019 года из Окского государственного заповедника в Куноватский заказник уже были доставлены четыре молодых журавля, которые потом также были выпущены в природу. Одну из птиц предположительно видели на зимовке в Туркменистане.

Стерх - сибирский белый журавль, который отнесен к числу наиболее редких видов мировой фауны, занесен в Красную книгу. Существуют две гнездовые популяции стерхов - западносибирская (ямальская) и восточносибирская (якутская). Численность восточносибирской оценивается приблизительно в 3 тыс. особей, западносибирской - всего в 20. Сохранением генофонда находящихся под угрозой исчезновения видов и популяций журавлей, в первую очередь стерхов, занимается питомник, который был создан на территории Окского государственного заповедника в 1979 году. В 2012 году в Шурышкарском районе Ямала президент РФ Владимир Путин принимал участие в эксперименте проекта "Полет надежды" по спасению стерхов. Глава государства управлял дельтапланом, ведущим стаю птиц.