Все новости
Почему одни регионы пострадали сильнее других?
Почему одни регионы пострадали сильнее других?
Почему одни регионы пострадали сильнее других?
Почему одни регионы пострадали сильнее других?
Почему одни регионы пострадали сильнее других?
Пандемия COVID-19

Почему одни регионы пострадали сильнее других? Главное о пандемии из зарубежных СМИ

© EPA-EFE/ANGELO CARCONI
Чем объяснить, что пандемия ударила неравномерно, как отмахивались от исследователей коронавирусов, почему не вполне корректно сравнивать COVID-19 с испанкой — в обзоре зарубежных СМИ

Первая волна пандемии COVID-19 ударила неравномерно. В основном сильнее пострадали города, но в Италии хуже всего было не в Риме, а в деревушках на севере (но не во всех: некоторые почти не пострадали). В Японии не вводили строгие ограничения, но больших вспышек там долго не было, тогда как многим странам пришлось так тяжело, что понадобилось вводить комендантский час. Возможные объяснения попытались найти в The Guardian.

  • Не исключено, что ранее перенесенные инфекции, например коронавирусные простуды, дают какую-то защиту от SARS-CoV-2. В ходе одного исследования ученые обнаружили, что лимфоциты из крови, взятой в 2015–2018 годах, отреагировали на кусочки нового коронавируса. То же самое ранее обнаружили в Германии, когда лимфоциты 34% здоровых добровольцев "узнали" белки SARS-CoV-2. Само по себе это не подтверждает наличие иммунитета, но оставляет такую возможность.
  • Пожилые, люди с некоторыми хроническими заболеваниями и мужчины в среднем чаще болеют тяжело. Женщинам защиту может обеспечивать вторая X-хромосома с генами, которые связаны с иммунной системой (у мужчин только одна такая хромосома).
  • Может быть, уязвимость перед болезнью также зависит от социоэкономического положения, климата, культуры, генов, вакцин от других болезней, уровня витамина D. К примеру, японцы не жмут руки, а кланяются, сложив ладони. Женщины чаще моют руки и охотнее обращаются за медицинской помощью. Италия плотнее заселена, чем Германия, дома там меньше, а семьи под одной крышей больше.
  • Смертность от COVID-19 во многом зависит от того, хорошо ли защищены пожилые люди (и медицинские работники). В разных странах эту проблему решали по-своему.

Какие из этих факторов действительно имеют значение и велика ли их роль, толком непонятно. Но ясно, что у различий между странами и людьми несколько причин.

Ученые били тревогу из-за коронавирусов, но этому не придали значения

"Наличие крупных резервуаров вирусов, подобных SARS-CoV, в подковоносых летучих мышах и поедание экзотических животных на юге Китая — это бомба с часовым механизмом", — писали в 2007 году авторы статьи в научном журнале Clinical Microbiology Reviews. Почему человечество не подготовилось к пандемии, несмотря на предупреждения экспертов, пишет Undark.

  • Десятилетиями коронавирусы считались опасными для кошек, свиней и других животных, но не для людей. Когда в 2002 году началась вспышка атипичной пневмонии (SARS), врачи сначала не верили, что ее мог вызвать коронавирус.
  • Из-за атипичной пневмонии Национальные институты здравоохранения США стали выдавать намного больше грантов на изучение коронавирусов, чем раньше. Это привлекло исследователей. Кто-то переключился с биологии на разработку лекарств и вакцин. Удалось связать SARS-CoV с циветтами, енотовидными собаками и подковоносыми летучими мышами.
  • Больше всего грантов выдали в 2008 году, потом финансирование сократилось, ученые переключились на другие вещи. Тяжелее всего пришлось тем, кто работал самостоятельно, а не в составе больших международных групп. У фармацевтических компаний интерес тоже пропал. Коронавирусы перестали считаться серьезной угрозой. Финансирование увеличилось после вспышки ближневосточного респираторного синдрома (MERS), но ненадолго.
  • В 2013 году ученые из Уханьского института вирусологии показали, что вирус летучих мышей WIV1 способен инфицировать клетки человека и воспроизводиться внутри них, то есть прямой контакт с животными может привести к вспышке. Также был исследован вирус SHC014. Шип с его поверхности добавили к другому коронавирусу, и получившийся гибрид тоже смог заразить клетки человека. Отсюда берет начало теория заговора, гласящая, что SARS-CoV-2 был создан искусственно. Но суть открытия в том, что то же самое может произойти в природе.
  • В 2016 году в китайской провинции Гуандун произошла коронавирусная эпидемия у свиней, тогда пришлось убить 25 тыс. поросят. Но этому не придали значения, потому что вирус сочли "сельскохозяйственным".
  • В сентябре 2019 года было прекращено федеральное финансирование американо-китайской программы Predict, в рамках которой искали потенциально опасные вирусы. У исследователей остались деньги Национальных институтов здравоохранения США, но два месяца назад они лишились и этого источника после того, как президент Дональд Трамп велел расследовать возможную утечку вируса из института в Ухане. Как сообщила газета The Wall Street Journal, китайские власти ответили тем же.

Из-за пандемии Конгресс США выделил почти $1 млрд на разработку вакцин, лекарств и диагностических средств, Национальные институты здравоохранения США потратят на проекты, связанные с COVID-19, вдвое больше. Деньги следуют за болезнью, а должно быть наоборот.

Сходства и различия COVID-19 и испанки

Чтобы осмыслить происходящее, распространение SARS-CoV-2 часто сравнивают с пандемией испанки 1918–1919 годов. В обоих случаях болезнь вызывают вирусы, передающиеся воздушно-капельным путем и через загрязненные поверхности, похожи также симптомы и введенные ограничения. Но сравнивать следует с осторожностью, пишут историк и вирусолог в The Conversation.

Сто лет назад было три волны пандемии, а самой смертоносной оказалась вторая. Напрашивается вывод, что и теперь получится так же, но это предположение поспешно.

  • С одной стороны, в 1918–1919 годах люди, как и сейчас, много путешествовали. Пандемия началась в последние месяцы Первой мировой войны, солдаты возвращались с фронта, часто для этого требовалось пересечь океаны. Мобильность гражданских тоже была довольно высока.
  • Но вирус, вызвавший испанку, мутирует намного быстрее, чем SARS-CoV-2, и способен обмениваться целыми кусками генетического кода с родственными вирусами. Это может сделать его как "сильнее", так и "слабее". Волны COVID-19 вряд ли будут зависеть от изменений вируса.
  • Грипп быстрее распространяется зимой. Неизвестно, есть ли у SARS-CoV-2 сезонность, но в странах с теплым климатом были крупные вспышки. Вероятно, появление новых волн COVID-19 будет зависеть от соблюдения физического дистанцирования и ношения масок.
  • За сто лет экономика усложнилась, а общество стало более связанным, поэтому придерживаться ограничений стало труднее.
  • Волны прекратятся, когда появится коллективный иммунитет, в идеале — благодаря вакцинам. Это может занять не месяцы, а годы.

Сравнение двух пандемий привлекательно по той простой причине, что испанка ушла на следующий год, причем без прививок, лекарств, тестов и аппаратов ИВЛ. К сожалению, это не значит, что сценарий повторится.

Подготовил Марат Кузаев