Вакцины от коронавируса предложили тестировать на сирийских хомячках

Это можно делать потому, что грызуны переносят COVID-19 почти так же, как и люди. Кроме того, они стареют гораздо быстрее приматов, благодаря чему проверять разные аспекты действия вакцин на них можно быстрее, чем на обезьянах

ТАСС, 11 июня. Ученые из Германии выяснили, что коронавирусная инфекция у сирийских хомячков проходит практически так же, как и у человека, и предложили испытывать на них вакцины от этой болезни. Кроме того, наблюдая за пожилыми болеющими грызунами, специалисты обнаружили возможную причину того, почему у людей в возрасте COVID-19 проходит так тяжело. Предварительные выводы их работы опубликовала электронная научная библиотека bioRxiv.

"Иммунные клетки пожилых хомячков реагировали на появление инфекции и массово проникали в их легкие заметно позже, чем у молодых особей. Вдобавок, через 14 дней после заражения их легкие не восстанавливались так же быстро, как это делали органы дыхания юных грызунов. Эти различия можно использовать для того, чтобы оценивать действие вакцин на здоровье пожилых и молодых людей", – пишут ученые.

Коронавирус нового типа, SARS-CoV-2, проникает в клетки легких человека и других млекопитающих с помощью рецептора ACE2. Его молекулы покрывают определенные типы клеток альвеол – структур в легких, благодаря которым во время дыхания проходит газообмен с легочными капиллярами. Ученые уже достаточно давно выяснили, что ACE2 играют важную роль в жизнедеятельности SARS – возбудителя атипичной пневмонии и близкого родственника коронавируса нового типа.

У гена, который руководит производством клеток этого рецептора, в геномах разных млекопитающих есть несколько различных вариаций, которые значительно меняют его трехмерную структуру. Как показали первые опыты на животных, эти вариации не мешают вирусу заражать кошек, хорьков и обезьян, но снижают вероятность того, что SARS-CoV-2 сможет нормально распространяться в организме мышей и крыс. Поэтому макак-резусов сейчас используют в качестве основных модельных животных при изучении COVID-19 и проверке лекарств и вакцин от этой болезни.

С одной стороны, приматов достаточно широко используют в подобных экспериментах, а с другой выращивать их сложнее и дольше, чем мышей и других небольших животных, которых традиционно используют в подобных опытах.

Идеальная замена для приматов

Биологи из Германии под руководством профессора Свободного университета Берлина Николауса Остерридера предложили заменить обезьян сирийскими хомячками (Mesocricetus auratus). Это относительно крупные животные в с мехом золотистого цвета, которые обитают на территории Сирии и Турции. В домашних условиях они живут около 3–4 лет, а в дикой природе – 2–3 года.

Ученые широко используют сирийских хомячков при исследованиях различных опухолей, диабета, болезней сердца и других заболеваний. В ходе своей новой работы исследователи заразили грызунов коронавирусом и проследили за тем, как инфекция развивалась в их организме.

Недавние исследования генетиков показали, что, в отличие от мышей и крыс, эти грызуны должны переносить COVID-19 так же, как и люди, кошки, хорьки и обезьяны. Исследователи подтвердили это на практике: они успешно заразили три дюжины хомячков разных полов и возрастов теми же штаммами SARS-CoV-2, которые циркулировали в Германии этой весной.

Опыты показали, что у пожилых и молодых особей коронавирусная инфекция протекает по-разному. Вирус присутствовал в легких и других тканях тела и тех, и других животных, однако хомячки в возрасте теряли значительно больше массы, чем их юные сородичи. Причем больше всего худели самые старые хомячки.

Ученые заметили и другие различия: у молодых хомячков лучше восстанавливались поврежденные ткани легких, кроме того, они вырабатывали больше антител, которые могут уничтожать частицы SARS-CoV-2. В целом, эти различия были идентичны тому, как отличается характер развития инфекции у молодых и старых людей.

Исследователи считают, что это делает сирийских хомячков особенно привлекательными для того, чтобы проверять на них вакцины от COVID-19, так как они стареют гораздо раньше, чем у обезьян, а самих грызунов выращивать гораздо проще, чем приматов. Как надеются исследователи, подобные опыты помогут их коллегам понять, могут ли разрабатываемые ими вакцины защитить самые уязвимые группы населения.

Следует добавить, что статью ученых не рецензировали независимые эксперты и редакторы научных журналов, как это обычно бывает в подобных случаях. Поэтому к выводам из нее и аналогичных статей следует относиться осторожно.