В Китае нашли древнейшую статуэтку в Восточной Азии

Ее выточили 13,5 тыс. лет

ТАСС, 10 июня. На одной из стоянок древних людей в китайской провинции Хэнань археологи нашли костяную статуэтку птицы возрастом 13,5 тыс. лет. Это делает ее древнейшей из известных науке скульптур Восточной Азии. Описание находки опубликовал научный журнал PLOS ONE.

"Наша находка уникальна с искусствоведческой точки зрения, она отодвигает время появления изображений птиц в искусстве Китая примерно на 8,5 тыс. лет. Ни по стилистике, ни по технике изготовления она не похожа на другие статуэтки из Западной Европы и Сибири. Эта птица может быть "потерянным звеном", которое соединяет палеолит и современную китайскую скульптуру", – пишут исследователи.

Относительно недавно антропологи и археологи считали, что наскальная живопись, палеолитические венеры и другие проявления изобразительного искусства каменного века были связаны исключительно с европейскими популяциями древних людей. Несколько лет назад ученые выяснили, что рисовать умели и неандертальцы, а также обнаружили, что самые древние рисунки Homo sapiens на самом деле находятся не в Европе, а в Юго-Восточной Азии.

В частности, год назад индонезийские и австралийские археологи нашли на острове Сулавеси пещеру с древнейшими наскальными рисунками возрастом 44 тыс. лет, на которых можно увидеть охотящихся "зверолюдей". Они оказались древнее знаменитой статуэтки "человекольва" возрастом в 40 тыс. лет, найденной в Германии в прошлом столетии.

Открытие рисунков на Сулавеси заставило группу археологов под руководством профессора Шаньдунского университета в Циндао (Китай) Чжаньяна Ли искать другие следы древнеазиатского искусства.

Древнейшая статуэтка Азии

Пятнадцать лет назад Ли и его коллеги проводили раскопки на одной из самых древних стоянок людей в центральном Китае, которая расположена на территории провинции Хэнань. Люди и неандертальцы жили здесь с перерывами на протяжении последних 120 тыс. лет.

Значительная часть их культурного наследия была потеряна, так как грунт, который сформировался на этой стоянке в относительно недавние периоды, уничтожили при строительстве колодца еще в середине прошлого столетия. Недавно Ли и его команда обнаружили, куда строители этого колодца свалили выкопанный грунт, и детально изучили его.

Археологи нашли там великолепно сохранившуюся фигурку птицы, выточенную из обожженной кости, а также множество других костей животных со следами порезов, глиняные черепки, ожерелье из яиц страуса и обломки каменных орудий труда.

Древнейшая из известных науке статуэток Восточной Азии © Zhanyang Li/Luc Doyon/CC BY 4.0/PLoS ONE