Корональные выбросы на Солнце засекли по их "следам"

Этот метод позволяет надежнее прогнозировать космическую погоду

ТАСС, 10 июня. Ученые придумали, как автоматически отслеживать признаки корональных выбросов на Солнце, которые могут вызывать проблемы в работе электрических приборов на Земле, а также угрожать космическим аппаратам и обитателям МКС. Об этом пишет пресс-служба Сколковского института науки и технологий со ссылкой на статью в Astrophysical Journal

Корональные выбросы массы – одно из наиболее ярких проявлений солнечной активности. Они представляют собой огромные облака плазмы, которые выходят из атмосферы Солнца на скорости от 300 до 3500 км/с. Если такое облако достигнет Земли, возникают полярные сияния и геомагнитные бури, что может провоцировать помехи в работе спутников связи, трансформаторов, трубопроводов, а также влиять на здоровье пассажиров реактивных самолетов и космонавтов.

При этом следить за подобными выбросами и прогнозировать их можно только с помощью специальных инструментов – коронографов. Однако, показания коронографов, которые работают на Земле, недостаточно точны, а в космосе сейчас есть только два таких аппарата – на борту спутников STEREO-A и SOHO. При этом у коронографов есть еще один недостаток: они могут засечь такой выброс только на развитой стадии, а раннюю его эволюцию с помощью таких приборов увидеть невозможно.

Чтобы решить эту проблему, исследователи предложили изучать не сам корональный выброс, а его "следы" на Солнце – корональные димминги. Если наблюдать солнечную корону в ультрафиолетовом диапазоне, то можно увидеть провалы в интенсивности – темные пятна, которые связаны с потерей вещества в короне во время выброса плазмы. Это и есть димминги.

Корональный выброс массы, наблюдаемый со спутника STEREO-A STEREO-A/EUVI, COR2