В мозгу нашли нейроны, вызывающие депрессию при отказе от алкоголя

Интересно, что у особей женского пола нарушения в этих клетках были выражены сильнее, чем у самцов

ТАСС, 27 мая. Американские нейрофизиологи выделили в разных регионах мозга несколько цепочек нейронов, которые отвечают за появление депрессии у сильно пьющих людей в тот момент, когда те пытаются отказаться от алкоголя. Возможные средства борьбы с этим феноменом ученые описали в статье для научного журнала Frontiers in Behavioral Neuroscience.

"Если подействовать на эти нейроны специальными препаратами, можно помочь алкоголикам избавиться от депрессии при отказе от спиртного. Им будет гораздо проще перестать пить, если мы поможем им избавиться от негативных эмоций как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде", – рассказала Николь Кроули, доцент Пенсильванского университета (США) и один из авторов исследования.

За последнее десятилетие нейрофизиологи и генетики открыли множество указаний на то, что алкоголизм и запойное пьянство возникают не только из-за слабой воли человека или других проблем с характером и поведением. Их причиной могут быть мутации в генах, которые связаны с импульсивным поведением, работой центра удовольствия в мозге и тем, как организм человека перерабатывает спирты.

В частности, два года назад нейрофизиологи выяснили, что многие алкоголики начинают считать спирт слаще и вкуснее сахара из-за того, что у них нарушается работа особой категории тормозящих нервных клеток в центрах вкуса, эмоций и удовольствия. Сейчас специалисты активно ищут и изучают подобные нейроны в надежде понять, как подавить подобные нарушения и помочь пьющим людям избавиться от алкогольной зависимости.

Алкоголь и мозг

В своей новой работе Кроули и ее коллеги наблюдали за работой мозга нескольких десятков мышей, половина из которых на протяжении полутора месяцев пила не воду, а 10%-ый раствор спирта. В результате ученые открыли одну из таких цепочек нервных клеток, которая связана с появлением депрессии после отказа от алкоголя.

Когда у мышей развилась алкогольная зависимость, ученые резко переключили их на чистую воду и стали следить за тем, как изменится поведение грызунов. Кроме этого исследователи наблюдали за тем, как менялась при этом работа их мозга. В частности, ученыхинтересовало то, как изменилась активность так называемых сомастатиновых нейронов.

Это один из подтипов тормозящих нейронов. Ученые предполагают, что они связаны с развитием многих психических расстройств и стресса. Из-за этой особенности соматостатиновых нервных клеток исследователи предположили, что нарушения в их работе могут быть связаны и с алкогольной зависимостью.

Как показали наблюдения за работой мозга "пьющих" мышей в стрессовой обстановке, это действительно было так. Активность соматостатиновых нейронов в их префронтальной коре и конечной полоске, двух регионах нервной системы, которые непосредственно связаны с миндалевидным телом, центром эмоций и удовольствия в мозге млекопитающих, оказалась значительно снижена по сравнению с аналогичными клетками в теле их "непьющих" сородичей.

Что интересно, эти нарушения в работе нервных клеток оказались сильнее выражены среди самок, чем среди самцов. Это, как отмечают исследователи, хорошо объясняет то, почему особи женского пола пили значительно больше алкоголя во время первой фазы эксперимента и значительно хуже переносили отказ от него по сравнению с представителями сильного пола.

Ученые надеются, что дальнейшее изучение этих цепочек нервных клеток, а также их аналогов в мозге человека, поможет понять, как вернуть их работу в норму и защитить бывших алкоголиков от повторной зависимости и неприятных ощущений в первые дни и недели после отказа от спиртного.