Доступ к российскому квантовому компьютеру откроют через "облако"

Таким образом разработчики хотят расширить область применения этого устройства

МОСКВА, 25 мая. /ТАСС/. Российский квантовый компьютер, который разрабатывает госкорпорация "Росатом", а также эмуляторы подобных вычислительных машин будут доступны для бизнесменов и ученых через облачные платформы. Об этом ТАСС рассказал разработчик компьютера Руслан Юнусов.

"Наша облачная платформа будет обеспечивать доступ к различным типам квантовых процессоров, которые разрабатываются в рамках "дорожной карты". Также будет организован доступ к эмулятору квантового компьютера для отработки новых алгоритмов и приложений, интересных для бизнеса", – отметил Юнусов.

О запуске проекта по созданию отечественного квантового компьютера Росатом объявил в ноябре 2019 года. Его стоимость разработчики оценивали в 24 млрд руб. Участвовать в работе проекта будут ведущие российские научные центры, которые специализируются на квантовой физике и разработке квантовых технологий, – Российский квантовый центр, НИТУ "МИСиС", МФТИ, МГУ и другие. Первые итоги работы ученые планируют представить публике в 2021-2022 годах.

Как отметил Юнусов, российские исследователи сейчас работают не только над созданием "железа", но и разрабатывают различные программные компоненты и другие элементы инфраструктуры, которая обеспечивает работу квантовых компьютеров. Все эти усилия, как надеются участники проекта, помогут сделать квантовые вычисления более доступными и благодаря этому их можно будет широко применять на практике.

"Кроме того ведется работа по классическим, так называемым квантово-вдохновленным алгоритмам. Таким образом, мы будем обеспечивать доступ для широкого круга потребителей, разрабатывая весь стек, начиная с "железа" и алгоритмов и заканчивая уровнем приложений", – подытожил руководитель проекта.