ТАСС, 15 мая. Эксперименты на ускорителе частиц помогли физикам выяснить, что желтая краска на картине "Крик" Эдварда Мунка начала выцветать и разрушаться под действием паров воды, соли и других соединений хлора. Это поможет спасти картину от дальнейшего разрушения, пишет пресс-служба синхротрона ESRF со ссылкой на статью в журнале Science Advances.

"Сейчас Музей Мунка хранит картины при влажности в 50% и температуре примерно в 20 °С. Такие же условия должны были соблюдаться в новом музее, который планировалось открыть этой весной. Теперь мы будем думать о том, как совместить результаты нашего исследования с тем, какие условия оптимальны для хранения других экспонатов", – рассказала Ева Твейт, один из авторов исследования, хранитель Музея Мунка в Осло.
В последние годы границы между историей, искусствоведением и химией, физикой становятся все более проницаемыми. Благодаря точным наукам специалисты гуманитарных специальностей могут увидеть внутри артефактов и памятников искусства то, что потерялось за время их существования или по воле их создателей.
К примеру, недавно британские археологи узнали, как выглядят монеты из запечатанной коробки времен Древнего Рима, не открывая ее, а также прочитали некоторые папирусы из Помпей. Аналогичным образом ученые нашли тайные портреты на картинах Рембрандта и Дега, а также узнали секреты химического состава красок британских живописцев XIX века.
Эти эксперименты не только помогают ученым узнавать, как были написаны или изготовлены шедевры, но и лучше понимать, как нужно защищать их от разрушения. К примеру, в начале этого года химики выяснили, как формируются кракелюры – узоры из мелких трещин, а также поняли, что он не ускоряет разрушение картин эпохи Возрождения, а наоборот, защищает их.
Твейт и ее коллеги открыли еще одну такую закономерность, пытаясь понять, почему одна из версий "Крика", которую Эдвард Мунк написал в 1910 году, быстро разрушается, несмотря на идеальные условия хранения. В последние годы со средней части холста начала сходить краска, а некоторые верхние его части, окрашенные в желтые тона, выцвели и стали белесыми.
Спасение "Крика"
Искусствоведы давно спорят о том, почему работа разрушается. Они не смогли прийти к однозначному ответу на этот вопрос, поскольку художник во время работы над этой версией картины использовал экспериментальные краски. Кроме того, работе помешало то, что в 2004 году полотно украли из музея, и вернулось оно лишь через два года.
Авторы статьи попытались разрешить эти споры, изучив структуру и состав нескольких чешуек желтой краски, которые отщепились от полотна. Для этого они использовали российско-европейский синхротрон ESRF, установленный в Гренобле. Ученые просветили эти чешуйки с помощью пучков частиц высокой энергии. Таким образом ученые смогли изучить их состав и, а также то, как разные вещества распределены внутри них.
Как правило, желтая краска, которую использовал Мунк и многие другие художники его эпохи, состоит из сульфида кадмия, а также ряда наполнителей и загустителей. Это соединение по своей природе нестабильно, – например, оно легко разлагается, взаимодействуя с парами серной и угольной кислоты в том случае, если полотно ярко освещено.
Долгое время ученые считали, что главной причиной разрушения "Крика" были именно подобные реакции. Однако результаты работы на ESRF показали, что это не совсем так. В чешуйках краски, а также на поверхности самой картины ученые нашли следы соединений кадмия и хлора, а также хлора и других элементов, которые никто не ожидал там увидеть.
Опыты на искусственно состаренных картинах, покрытых "лимонным желтым" пигментом из принадлежавших Мунку тюбиков показали, что эти соединения возникают в результате взаимодействий краски с парами воды, которые насыщены поваренной солью и другими соединениями хлора. Эти реакции, как отмечают ученые, происходят даже в полной темноте и при тех уровнях влажности, которые поддерживаются в большинстве запасников музеев.
"Правильная формула для хранения и постоянного выставления этой версии "Крика" заключается в том, что картину нужно хранить при нормальном освещении при минимальном уровне влажности (45% и ниже). Мы надеемся, что результаты наших опытов помогут нам улучшить стратегии хранения всех картин в музее", – подытожила Ирина Санду, коллега Твейт по музею.