В камчатском вулкане нашли два новых минерала

Они выглядят, как скопления изумрудно-зеленых кристаллов и получили названия арсмирандит и леманнит

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 14 мая. /ТАСС/. Российские ученые нашли в вулкане на Камчатке два новых минерала - арсмирандит и леманнит, которые образовались из вулканических газов. Об этом пишет пресс-служба Санкт-Петербургского госуниверситета (СПбГУ).

"Группа исследователей открыла новые минералы, возникшие из вулканических газов, - арсмирандит и леманнит. Ранее считалось, что схожие по структуре и составу минералы можно получить лишь в лабораторных условиях. Фундаментальное открытие поможет в разработке методик синтеза новых материалов, а также в изучении переноса металлов в геологических системах", - говорится в сообщении.

Отмечается, что минералы относятся к полиоксометаллам - это соединения, содержащие в структуре наноразмерные кластеры, образованные атомами металла и кислорода. Для них характеры высокая каталитическая активность, определенные магнитные и фармацевтические особенности, а также большое структурное и химическое разнообразие. В лаборатории полиоксометаллы синтезируются, как правило, из водных растворов, хотя их можно получить из других жидких сред, в частности, из ионных жидкостей. Образование полиоксометаллатов из газовой фазы - достаточно необычный процесс.

Как пояснили в пресс-службе, на первый взгляд минералы практически неотличимы друг от друга и представляют собой скопления изумрудно-зеленых кристаллов. Только детальный анализ выявляет их различие. Оба состоят из полиоксометаллатных кластеров, в центре которых находится атом железа (в арсмирандите) или титана (в леманните), которые окружены восемью атомами кислорода. Те в свою очередь окружены двенадцатью атомами меди, расположенными по вершинам кубооктаэдра.

"Открытие полиоксометаллатов, кристаллизующихся из газовой фазы, заставляет пересмотреть представления о мобильности тех или иных элементов (в том числе стратегических рудных металлов) в природных условиях. Кроме того, [открытие] имеет важное значение для химиков-синтетиков. Кластеры подобного типа были известны для полиоксометаллатов с драгоценным металлом палладием, но с медью получить их не удавалось. Получается, что природа "изобрела" метод их синтеза независимо от человека и указала нам путь к имитации этих условий в лаборатории", - добавляется в сообщении со ссылкой на участника исследования, заведующего кафедрой кристаллографии СПбГУ Сергея Кривовичева.

Минералы открыли при изучении минералогии фумарол (сравнительно небольших отверстий, через которые выходят горячие газы) вулкана Плоский Толбачик на Камчатке, рассказали в пресс-службе. Леманнит назвали в честь немецкого ученого Иоганна Готлоба Леманна, академика Санкт-Петербургской Императорской академии наук. Название Арсмирандит отражает присутствие в минерале мышьяка (приставка ars от arsenicum - латинского названия химического элемента) и его особенности, удивительные для ученых (от латинского mirandus - поразительный, удивительный).