Все новости

Российские археологи изучат интеграцию кочевников в культуру земледельцев Таджикистана

По словам ученых, это поможет понять, как выстраивалась система жизнеобеспечения в VII-VIII веках н.э.

БАРНАУЛ, 7 мая. /ТАСС/. Сотрудники Алтайского госуниверситета в августе 2020 года запланировали экспедицию в Таджикистан, где совместно с местными специалистами будут работать на одном из археологических памятников, связанных с раннесредневековой культурой Алтая. Исследования помогут выяснить, как шли процессы интеграции кочевых племен в традиционную культуру земледельцев, сообщил ТАСС завкафедрой археологии, этнографии и музеологии Института истории и международных отношений АлтГУ, доктор исторических наук, профессор Алексей Тишкин.

"В Таджикистане мы с коллегами исследуем не только результаты миграции кочевых племен в период существования Западно-тюркского каганата, но и процессы их взаимодействия с местным населением", - пояснил Тишкин, отметив, что археологический памятник попадает в аварийную зону и необходимо провести охранные работы.

В рамках проекта по гранту РНФ ученые занимаются вопросами адаптации культуры кочевников в разных регионах Алтая и сопредельных территорий, а также Таджикистане. Процесс реконструкции трансформации кочевого образа жизни во время контакта с земледельцами очень важен - он помогает понять, как выстраивалась система жизнеобеспечения в VII-VIII веках н.э. Два разных культурных мира стали контактировать, что отразились в погребальных обрядах, культуре, мировоззрении. Ученый пояснил, что у кочевников и земледельцев существовал обмен: кочевники брали в жены женщин из земледельческих поселений, а те привносили в их культуру и быт новые элементы.

"К примеру, у кочевников не было ослов, а на этом памятнике Шохидон, обнаружено, что в погребальном обряде кочевников использовался осел вместо лошади. Еще, допустим, кочевники не могли делать качественную глиняную посуду - они покупали или обменивали прекрасные керамические изделия, которые изготовляли местные мастера-земледельцы. Интересен факт использования подражания монет в погребальной практике кочевников, как это было распространено у земледельцев ", - рассказал Тишкин.

Ученый подчеркнул, что исследования такой интеграции культур важны не только с точки зрения истории, но и адаптации - кочевая цивилизация смогла интегрироваться не только в природную среду, но и в другой культурный мир. Тишкин отметил, что в Таджикистане культурой кочевников практически не занимаются, отдавая предпочтение крепостям, городищам и земледельческим культурами Средней Азии. Для российских же ученых привлекателен кочевнический культурный материал. Для совместной работы в Таджикистане был заключен договор между АлтГУ и Институтом истории, археологии и этнографии им. А. Дониша Академии наук республики Таджикистан.