В созвездии Телескопа нашли самую близкую к Земле черную дыру

Она находится в одной системе вместе с двумя звездами, на растоянии около тысячи световых лет от нашей планеты
Объекты в созвездии Телескопа в представлении художника ESO/L. Calçada/CC BY 4.0
Объекты в созвездии Телескопа в представлении художника
© ESO/L. Calçada/CC BY 4.0

ТАСС, 6 мая. Европейские и американские астрономы выяснили, что гигантская звезда HR6819 в созвездии Телескопа на самом деле представляет собой сразу три разных объекта, один из которых – это ближайшая к Земле черная дыра. Свое открытие ученые описали на страницах научного журнала Astronomy & Astrophysics.

"Мы были очень удивлены, когда поняли, что это звездная система представляет собой первую точку в космосе, где мы можем увидеть черную дыру невооруженным глазом. Это самый близкий к Земле объект подобного рода", – расскахал один из авторов статьи, научный сотрудник Астрономического института Академии наук Чехии Петр Гадрава.

Ученые выделяют две категории черных дыр, которые отличаются друг от друга по массе. Сверхмассивные черные дыры находятся в центрах галактик, они тяжелее Солнца в миллионы или даже миллиарды раз. Менее крупные объекты, так называемые черные дыры звездной массы, формируются в результате гравитационного коллапса крупных светил.

Заметить эти объекты даже на небольшом расстоянии от Земли очень сложно, так как они почти ничего не излучают и не притягивают к себе далекие звезды, в отличие от сверхмассивных черных дыр, многие из которых являются квазарами, самыми яркими источниками света во Вселенной.

Поэтому астрономы обычно узнают о существовании черных дыр звездной массы только в том случае, если рядом с ними находится как минимум одна звезда, материю которой они постоянно "воруют". При этом возникают вспышки света, по которым астрономы и узнают об этих объектах.

Невидимый тяжеловес

Гадрава и его коллеги открыли самую близкую к земле черную дыру звездной массы, которая никак не проявлала себя ранее, почти случайно. Они исследовали светило HR6819, которое расположено в созвездии Телескопа на расстоянии примерно в тысячу световых лет от Земли. В прошлом ученые считали, что оно представляет собой очень крупную и молодую звезду, яркость которой периодически меняется под действием разных процессов в ее недрах.

Недавно астрономы начали подозревать, что яркость этой звезды колеблется из-за того, что на самом деле она состоит из двух относительно небольших голубых светил, которые вращаются на небольшом расстоянии друг от друга. Астрономы проверить, так ли это на самом деле, используя 2,2-метровый телескоп Европейской южной обсерватории (ESO), установленный в пустыне Атакама в Чили.

Долгие наблюдения за изменениями яркости и формы HR6819 неожиданно указали на то, что эта звездная система состоит не из двух, а трех объектов. Два из них были хорошо видны на снимках, а третий, вокруг которого вращалась одна из звезд, был невидим во всех частях электромагнитного спектра. Его масса была в четыре раза больше, чем у Солнца, что заставляет астрономов считать, что это черная дыра.

Более того, это открытие указывает на то, что недавно открытый объект LB-1, пока самая тяжелая черная дыра звездной массы в созвездии Близнецов, находится в похожей звездной системе. В пользу этого говорит то, что для LB1 характерен примерно такой же спектр и колебания в яркости, как и в случае с HR6819.

С другой стороны, система HR6819 находится примерно в семь раз ближе к Земле, чем ее "сестра" в созвездии Близнецов, что делает ее значительно более доступной для изучения и проверки подобных теорий. Как надеются ученые, дальнейшие наблюдения за ближайшей к Земле черной дырой помогут им понять, как подобные невидимые объекты можно находить и на более далеких расстояниях.