Действие РНК-вакцины от коронавируса успешно проверили на мышах

Антитела, которые вырабатываются благодаря этому препарату, оказались эффективнее аналогичных молекул из организма людей, которые переболели коронавирусной инфекцией

ТАСС, 27 апреля. Опыты показали, что новая РНК-вакцина успешно вызывает иммунную реакцию у мышей и "учит" их клетки распознавать один из ключевых белков оболочки SARS-CoV-2. Предварительные результаты экспериментов биологов из Великобритании опубликовала электронная научная библиотека bioRxiv.

"Две инъекции вакцины заставили организм грызунов вырабатывать заметно больше антител, которые могут нейтрализовать SARS-CoV-2, чем это делает организм носителей вируса. В этом отношении РНК-вакцина значительно превзошла ее аналог на основе ДНК. Это очень полезно с практической точки зрения, так как для того, чтобы вводить РНК, не нужно создавать поры в клетках", – пишут ученые.

За последние месяцы ученые из США, Австралии, Китая и ряда других стран рассказали о начале испытаний различных типов вакцин от коронавируса нового типа. Часть из них проверяют на животных, другие – на добровольцах. Первые итоги подобных экспериментов, как ожидают ученые, станут известны лишь примерно через полтора года, если методика тестирования вакцин не поменяется.

Многие из этих препаратов основаны на непроверенной технологии, согласно которой в человеческие клетки нужно вводить фрагменты РНК и заставлять их таким образом производить множество белков вируса. Медики работают и над классическими инактивированными и рекомбинантными вакцинами на основе ослабленных вирусных частиц и готовых фрагментов оболочки вируса. И в том, и в другом случае создавать подобные препараты и вводить их в массовое производство будет очень сложно, а гарантий их успеха пока нет.

Саморазмножающаяся вакцина

Одну из первых экспериментальных вакцин на основе РНК разрабатывают ученые из Имперского колледжа Лондона (Великобритания) под руководством профессора Робина Шэттока. Эта вакцина представляет собой фрагмент РНК коронавируса, который управляет производством шиповидного белка (S-белка или spike-белка) – ключевой части оболочки SARS-CoV-2. Именно этот белок помогает вирусу проникать в заражаемые клетки.

Ученые обработали эту часть генома вируса таким образом, что при попадании в клетку она начинает копировать саму себя. Дубликаты этого фрагмента заставляют клетку производить множество молекул шиповидного белка. Часть их попадает во внешнюю среду и играет роль раздражителя для иммунитета, в результате чего организм формирует сильную иммунную реакцию, то есть выделяет множество антител.

Для того, чтобы вакцина могла выполнить эту задачу, биологи упаковали ее в специальную оболочку из жировых молекул. Она защищает РНК от атак иммунитета и позволяет ей проникать внутрь определенных типов человеческих и животных клеток. Работу препарата Шэтток и его команда проверили на нескольких десятках мышей, в тело которых ученые вводили разные дозы вакцины.

Опыты показали, что даже минимальные количества РНК-вакцины заставляли тело грызунов вырабатывать большое количество антител, которые могут нейтрализовать коронавирус. Причем их количество повышалось вместе с дозой вакцины. Что интересно, доля и активность этих антител была заметно выше, чем у аналогичных молекул из крови пациентов, которые перенесли коронавирусную инфекцию. Это говорит о высокой эффективности препарата.

Как подчеркивают ученые, пока неизвестно, есть ли у этой вакцины какие-либо побочные эффекты, подобные тем, которые были зафиксированы в ходе испытаний прививок от атипичной пневмонии SARS, а также ряда других болезней. Если дальнейшие доклинические испытания докажут, что подобных эффектов нет, Шэтток и его коллеги планируют начать клинические испытания РНК-вакцины в самое ближайшее время.

Следует добавить, что статью ученых не рецензировали независимые эксперты и редакторы научных журналов, как это обычно бывает в подобных случаях. Поэтому к выводам из нее и аналогичных статей следует относиться осторожно.