Генетики открыли сотни мутаций, связанных с лежачим образом жизни

Исследование показало, что у любителей посмотреть телевизор гораздо чаще появляется коронарная недостаточность

ТАСС, 21 апреля. Голландские генетики выделили в ДНК человека более ста различных мелких мутаций, которые связаны с повышенной склонностью к сидячему и лежачему образу жизни, в том числе к просмотру телевизора. Их выводы опубликовал научный журнал Nature Communications.

"Наши наблюдения и генетический анализ в очередной раз подтверждают, что склонность к постоянному просмотру телевизора значительно повышает вероятность развития кардиологических проблем. Что интересно, мы не обнаружили такой зависимости среди людей, которые проводили много времени за компьютером или рулем автомобиля", – пишут ученые.

За последние годы генетики открыли сотни мелких вариаций в ДНК, которые влияют не только на развитие тяжелых генетических болезней, рост, вес и уровень интеллекта, но и на его характер. Среди них – участки генома, вариации в которых действуют на упорство, предрасположенность к рискованным решениям или алкоголизму, время обзаведения семьей и даже на склонность к заведению собаки.

Как правило, отдельные вариации в подобных сегментах ДНК довольно слабо влияют на поведение каждого отдельного человека, из-за чего спецалисты изучают и открывают их с помощью масштабных геномных баз данных, в создании которых обычно участвуют сотни тысяч добровольцев.

Группа генетиков под руководством профессора Гронингенского университета (Нидерланды) Пима ван дер Харста, воспользовалась одним из самых больших проектов такого рода, UK Biobank, чтобы найти вариации генов, которые связаны с предрасположенностью к разным формам сидячей жизни.

Телевизор и гены

Свою ДНК для этого проекта пожертвовали 400 тыс. жителей Великобритании. Кроме того, они прошли всесторонний медосмотр, а также несколько опросов, в рамках которых рассказывали о своих привычках и физической активности. Голландские исследователи воспользовались этой информацией, чтобы проверить, действительно ли сидячий образ жизни повышает вероятность развития коронарной недостаточности.

Для этого ученые попытались найти в геномах из UK Biobank наборы мелких мутаций, которые влияют на склонность человека к сидячему или лежачему образу жизни, а также к определенным их проявлениям. Эти данные они сравнили с результатами классических статистических исследований, которые связывают кардиологические проблемы с низким уровнем физической активности.

Проанализировав свыше 19 млн небольших различий в устройстве генов, биологи выделили 193 вариации в 169 участках ДНК, которые влияли на предрасположенность к малоподвижному образу жизни. Большинство из них, свыше 150 мутаций, были связаны с просмотром телевизора, а остальные версии генов – с сидением за компьютером или рулем машины. Все они были связаны с работой нервной системы и передачей сигналов между нейронами.

Последующий анализ этих вариаций в геноме подтвердил, что чрезмерное увлечение телевизором действительно повышало вероятность заполучить коронарную недостаточность. По оценкам ученых, каждые лишние полтора часа просмотра ТВ повышали вероятность ее развития на 42% вне зависимости от того, было ли это желание обусловлено влиянием генов или социальных факторов.

Интересно, что подобная зависимость не прослеживалась в случае с работой за компьютером и вождением автомобиля. Ученые пока не разобрались в том, почему это происходит.

Как предполагают генетики, это может быть связано с тем, что водители и пользователи ПК значительно реже сидят неподвижно на протяжении долгого времени и не так часто поедают при этом высококалорийную и вредную пищу.