В созвездии Дракона открыли рекордно яркую вспышку сверхновой

Она почти в два раза превзошла предыдущего рекордсмена

ТАСС, 13 апреля. Астрофизики зафиксировали самую яркую на данный момент вспышку сверхновой в далекой карликовой галактике в созвездии Дракона. Ее мощность была примерно в два раза выше, чем у предыдущего рекордсмена, вспышки SN 2006gy. Статью с описанием исследования опубликовал научный журнал Nature Astronomy.

"Мы сравниваем силу сверхновых по двум шкалам – по общему количеству энергии, выделенной во время взрыва, а также тому, какая ее доля приходится на видимый свет. Как правило, этот параметр меньше 1% для нормальных сверхновых. В случае со вспышкой SN2016aps он был примерно в пять раз выше нормы. Это событие выработало рекордно большое количество света", – пояснил один из авторов статьи, астрофизик из Бирмингемского университета (Великобритания) Мэтт Николл.

Существует несколько типов сверхновых, поведение и типичные свойства которых астрофизики за последние полвека изучили достаточно хорошо. Их яркость и другие свойства, как считали ученые, не могут превышать определенных значений. Это объясняется ограничениями, которые накладывает то, как проходит коллапс бывшего ядра звезд и как появляется волна разряжения в их недрах.

В последние годы, как отмечают Николл и его коллеги, ученые начали сомневаться в том, что они хорошо понимают физические принципы, которые управляют рождением этих вспышек. Эти сомнения были связаны как с открытием так называемых "неудавшихся" сверхновых – умирающих престарелых звезд, которые просто исчезли с небосвода, так и с обнаружением нескольких необычно ярких всплесков, которые выходят далеко за рамки теоретических пределов яркости.

Анализируя данные, которые собирал автоматизированный телескоп Pan-STARRS в феврале и марте 2016 года во время наблюдений за созвездием Дракона, европейские и американские астрономы открыли еще один подобный объект, который "нарушал" общепринятые представления о природе сверхновых.

Ученые отмечают, что в конце февраля эта установка зафиксировала яркую вспышку света, которая возникла в одной из карликовых галактик. Свет от нее идет до Млечного Пути примерно 3 млрд лет. Проанализировав ее расположение и спектр, астрономы пришли к выводу, что они имеют дело с так называемой сверхновой типа IIn. Ее совокупная яркость была выше типичных значений для сверхновых примерно на три порядка.

Новые рекорды Вселенной

Прародителем этой сверхновой, как показали последующие наблюдения, была необычно крупная звезда массой в 50-100 раз больше Солнца. Только в таком случае, как отмечают ученые, ее гибель могла породить рекордно большое количество энергии, которое выделила умирающая звезда и горячие облака газа на ее месте в следующие два года после обнаружения SN2016aps.

Столь большая масса звезды, в свою очередь, резко меняет представления ученых о ее гибели. Как предполагают Николл и его коллеги, вспышку SN2016aps могла породить так называемая парно-нестабильная сверхновая, самый мощный природный термоядерный взрыв во всем мироздании.

Подобным образом гибнут очень крупные звезды с массой в 100-300 большей солнечной. Когда такие светила исчерпывают свои запасы водорода, в их центре образуется ядро из ионов кислорода. При достаточно высокой температуре оно начинает поглощать фотоны высоких энергий и превращать их в пары электронов и позитронов.

В результате этого свет перестает удерживать звезду от коллапса, в результате чего ее ядро быстро сжимается и нагревается. В результате оно поглощает фотоны еще быстрее, и все светило превращается в огромную термоядерную бомбу, порождая вспышку огромной мощности. Астрономы давно пытаются найти следы существования подобных сверхновых, однако пока однозначных свидетельств их существования никто не нашел.

Как предполагают Николл и его коллеги, в данном случае причиной взрыва было слияние двух достаточно больших звезд массой примерно в 60 раз больше солнечной. Подобный сценарий, по словам ученых, хорошо объясняет и необычно высокую мощность этой вспышки, а также то, почему SN2016aps окружает большое облако из газа и пыли.

Если это действительно так, то подобные рекордно мощные сверхновые происходят значительно чаще, чем раньше считали астрофизики, предполагая, что прародители подобных вспышек существовали только в первые эпохи жизни Вселенной. Это значительно повышает шансы на то, что их будет открывать строящийся орбитальный телескоп "Джеймс Уэбб" и другие новые обсерватории, заключают ученые.