Все новости

Компьютерная стратегия научила геймеров лучше фокусировать внимание

Ученые даже предполагают, что подобные игры можно использовать для тренировки внимания

ТАСС, 10 апреля. Нейрофизиологи из Китая проследили за работой мозга людей, которые постоянно играют в компьютерные стратегии, и пришли к выводу, что это повышает их внимательность, улучшая способность быстро выделять в поле зрения главное. Статью с этими выводами опубликовал научный журнал Frontiers in Human Neuroscience.

"Наши наблюдения показывают, что большой опыт игры в стратегии значительно улучшал избирательность внимания человека. В частности, игроки-ветераны значительно более эффективно распоряжались своими когнитивными ресурсами, наблюдая за набором разных целей. Это говорит о том, что такие игры можно использовать для тренировки внимания", – прокомментировал исследование один из его авторов, нейрофизиолог из Университета электроники и технологий Китая Тецзюнь Лю.

Последние 20 лет ученые, общественные деятели, политики и родители дискутируют о пользе и вреде компьютерных игр, о том, как они могут повлиять на поведение детей и взрослых, а также на работу мозга человека.

Недавно этим вопросом заинтересовались нейрофизиологи и психологи. Их эксперименты и наблюдения показали, что компьютерные игры не вызывают зависимости, похожей на алкогольную или наркотическую. При этом некоторые из них оказались полезны для эпизодической памяти и реакции человека, тогда как другие, наоборот, ухудшали долговременную память.

Лю и его коллеги открыли еще одну положительную черту компьютерных игр. Они изучили то, как большой опыт игры в определенные типы компьютерных стратегий, в которых игрокам постоянно нужно переключать свое внимание и быстро фокусировать его на разных объектах, влияли на способность их мозга фильтровать важную и ненужную информацию.

Стратегии работы мозга

Для ответа на этот вопрос нейрофизиологи собрали группу из четырех десятков студентов их университета, половина из которых профессионально играла в League of Legends, которая сочетает элементы стратегии и экшна. Ученые выбрали эту игру потому, что она одновременно требует и умения стратегически мыслить, и быстро отслеживать происходящее на экране и реагировать на важные события.

Китайские исследователи проверили, повлияла ли игра в League of Legends на работу мозга их подопечных, с помощью электроэнцефалографа и простого теста на внимательность. Ученые очень быстро выводили на экран компьютера случайный набор букв и цифр и просили добровольцев нажимать на кнопку в том случае, если они видели определенные символы.

Нейрофизиологи, как объясняет Лю, достаточно давно заметили, что люди часто проваливаются в подобных тестах, если искомые символы появляются на мониторе практически сразу друг за другом, за нескольких сотен миллисекунд. Как предполагают исследователи, это связано с тем, что мозг не успевает обрабатывать поступающие сигналы. Это приводит к тому, что человек иногда просто не замечает второй символ, который появлялся через 200-500 миллисекунд после первого.

Как показал эксперимент, мозг профессиональных игроков в League of Legends обрабатывал подобные сигналы значительно быстрее, чем это делала нервная система других студентов, участвовавших в эксперименте. В среднем, они правильно нажимали на кнопку в 96-98% случаев, тогда как у менее опытных игроков этот показатель иногда падал до отметки в 86%.

Эти расхождения подтверждались и замерами ЭЭГ. Мозг геймеров значительно активнее реагировал на поступающие сигналы и завершал их анализ на 50-100 мс быстрее, чем у других участников эксперимента. Первое, как отмечают ученые, говорит о том, что профессионалы значительно лучше распределяли внимание и умели фокусировать его, чем менее опытные игроки в League of Legends.

По мнению Лю и его коллег, это говорит о том, что подобные стратегические игры можно использовать для тренировки внимания и умения распределять его по критически важным целям в тех областях промышленности и экономики, где это особенно важно. Для этого, однако, как заключают исследователи, нужно проверить, будут ли игроки столь же быстро реагировать на появление и исчезновение объектов не на экране компьютера, а в реальном мире.