ТАСС, 3 апреля. Американские ученые вычислили, какую долю занимают заведомо ложные новости в ежедневном потоке информации типичного гражданина США. Оказалось, что это не более 0,15%, пишут исследователи в научном журнале Science Advances.
"Наши результаты говорят, что растущий уровень дезинформации в обществе, как и его политическая поляризация, связаны не с фейковыми новостями, а с тем, какую информацию читатели и зрители воспринимают через правдивые новостные материалы. Другой причиной этого может быть то, что они в принципе избегают чтения любых новостей", – пишут ученые.
Американские СМИ и парламентарии регулярно обвиняют Россию в том, что ее органы власти и некие организованные группы "интернет-троллей" используют социальные сети для того, чтобы манипулировать американскими политическими или социальными процессами. В частности, Конгресс и спецслужбы США обвиняют Россию во вмешательстве в ход выборов в США в 2016 году.
Главным инструментом подобного вмешательства в внутриполитическую жизнь США, как считают сторонники этих конспирологических теорий, являются так называемые фейк-ньюс – заведомо ложные сообщения. Они составлены таким образом, чтобы склонить излишне доверчивого читателя в сторону поддержки того или иного кандидата или политического движения.
Группа математиков и социологов под руководством Данкана Уоттса, профессора Пенсильванского университета (США), проверила, так ли это на самом деле. Ученые всесторонне исследовалеи, как они выражаются, "медиарацион" типичного американца.
Новости настоящие и ложные
Для этого ученые проанализировали данные, которые получают ведущие рейтинговые агентства США, такие как Nielsen. Эти агентства отслеживают изменения в популярности различных телепередач, а также новостных порталов и соцсетей. Изучая эту информацию, Уоттс и его коллеги пытались понять, как много времени американцы тратят на чтение и просмотр новостей, и какую долю в них могут составлять фальшивые новости.
Этот анализ, как пишут исследователи, дал им сразу три аргумента в пользу того, что роль фейк-ньюс в политической жизни США сильно переоценивают. Первый из них связан с тем, что общая доля новостей в информации, которую потребляют жители Соединенных Штатов, оказалась довольно низкой – она не превышает 14%.
Во-вторых, значительная часть этих 14%, как объясняют Уоттс и его коллеги, приходится на телевидение, а не на новостные сайты и социальные сети, где появляется подавляющее большинство фейков. В результате этого получается, что типичная доля подобного контента в медиарационе среднестатистического американца не превышает 0,15%.
Все это, по мнению авторов статьи, говорит о том, что фейк-ньюс не могут быть главной и единственной угрозой для демократии, как об этом часто говорят сторонники конспирологических теорий. По мнению ученых, значительно больше ей угрожает то, что уровень информированности избирателей и неангажированности их мнений значительно упал за последние годы.
Это может быть связано как с тем, что читателям и зрителям просто неинтересны новости, так и с тем, что идеологические тенденции в освещении внутриполитических проблем в американских СМИ в последние годы значительно усилились. Поэтому, как заключают исследователи, нужно изучить не только самые простые и очевидные формы дезинформации, такие как фейк-ньюс, а любые ее проявления, которые исходят из всех возможных источников.