Все новости

Ученые создают схему армирования льда для Арктики, применимую для зимних переправ на Алтае

Разработка окажется полезной в поселках и деревнях, в которых ожидают становления льда, чтобы связываться с большой землей

БАРНАУЛ, 30 марта. /ТАСС/. Сотрудники Алтайского государственного технического университета (АлтГТУ) разрабатывают систему армирования льда для арктических нужд, которая в перспективе может применяться для зимних переправ в Алтайском крае. Об этом в интервью ТАСС сообщила начальник научного управления, кандидат технических наук Елена Ананьева.

"Конечная цель исследования - получить материал, который лучше армирует лед, делает структуру более крепкой, изменяет механизм разрушения, позволяет определиться со схемой армирования, то есть с геометрией - как инородные элементы будут во льду располагаться и при каком варианте будет более эффективное распределение. У нас есть поселки и деревни в крае, которые ждут становления льда, чтобы связываться с большой землей, и (арктические разработки) можно там применять. То есть, при создании ледовых переправ намывать лед, делать его армированным, усиливать - это одна из проблем, которую мы могли бы решать для Алтайского края", - рассказала Ананьева.

По ее словам, есть исследования, при которых лед армируется специальными тканями, непрерывными волокнами из композиционных материалов. Алтайские ученые исследуют возможность комбинированного направления: при армировании льда сочетать непрерывные волокна и дисперсные наполнители, в том числе - нанодисперсные. При первичных исследованиях в вузе прочность льда удавалось повысить максимум в три раза, но, по словам Ананьевой, ключевой аспект работы - изменение механизма разрушения льда, именно для этого создаются различные методы армирования. По ее словам, имеет значение сезон - если зимой при треске льда понятно, что находиться на нем опасно, то весной его структура более пористая, он напитан водой и отследить момент разлома сложнее.

В качестве армирующих элементов есть армирующие волокна - углеродные, стеклянные, волокна на основе полиэтилена. Алтайские ученые исследуют, как лучше их расположить, в каком виде применить - ткань, лента, тесьма, одиночные волокна, это могут быть и химические добавки.

"В Арктике жилые строения, складские помещения, посадочные площадки для беспилотных, пилотируемых транспортных средств - все на льду.  Методы армирования, в первую очередь, делаются для изменения механизма разрушения льда. То есть, если лед без армировки, усиления, он просто будет разрушаться, трещина пронизывает всю толщину льда - это может привести к тому, что транспорт провалится", - пояснила представитель вуза.

При этом, по словам начальника научного управления АлтГТУ, если лед армируется, то происходит изменение механизма разрушения - трещины не так быстро распространяются, разрушение происходит ступенчато, возникает время для эвакуации, ликвидации более серьезных последствий.