Ученые узнали, что помогло древним водным организмам пережить динозавров

Они появились почти полмиллиарда лет и живут в водоемах по сей день

ТАСС, 26 марта. Биологи выяснили, что помогло древним водным организмам – мшанкам – прожить на Земле дольше динозавров, – почти 500 млн лет. Основными факторами успеха для них стали забота о потомстве, приобретение скелета и симбиоз с бактериями. Об этом пишет пресс-служба СПбГУ со ссылкой на статью в научном журнале Biological Reviews.

Одним из важнейших вопросов эволюционной биологии является выяснение причин того, почему те или иные организмы существуют на Земле долгое время, а другие, напротив, полностью исчезают.

Одним из примеров первых могут послужить мшанки (Bryozoa) – водные организмы, внешне похожи на микроскопические кораллы или водоросли. Они до сих пор живут в водоемах (в основном – в морях), хотя и появились на Земле в самом начале ордовикского периода, то есть около полумиллиарда лет назад.

"Не можешь убежать – защищайся!"

"Эволюция Bryozoa шла под девизом "не можешь убежать – защищайся!", – объясняет один из авторов работы, профессор СПбГУ Андрей Островский. – Некоторые из появившихся у них эволюционных инноваций: двух- или трехкратное приобретение наружного скелета, в том числе так называемых сложных "фронтальных" щитов у исходно бесскелетных предков, многократное возникновение заботы о потомстве в виде инкубации эмбрионов в выводковых камерах, а также защитный симбиоз с бактериями – их токсичные метаболиты помогают выживать личинкам мшанок, делая их несъедобными при атаке личинок рыб.

Кроме того, среди преимуществ ученые выделяют появление защитных "колониальных органов" разной формы, которые помогают сообществам мшанок очищать свою поверхность от осадка, а также обороняться от агрессоров-микрохищников.

Некоторые бесскелетные мшанки ушли с поверхности дна в толщу грунта или в раковины некоторых моллюсков, научившись их сверлить. В этом же ряду стоит приобретение разнообразных стратегий размножения, которые включают в себя неоднократный переход от долгоживущих питающихся личинок к короткоживущим непитающимся.

Кроме того, у мшанок появились различные способы бесполого размножения, в том числе редчайшего феномена – полиэмбрионии, когда из одной зиготы развивается более одного зародыша.

По словам ученых, во время своей длинной эволюции мшанки в том числе "изобрели" множество разных форм колоний. Подобного разнообразия нет ни в одной другой группе колониальных животных. Более того, у мшанок также возникли уникальные подвижные колонии, которые могут "ходить" или ползать по дну.

"Перечисленное разнообразие – лишь часть тех новшеств, что были приобретены Bryozoa в ходе их эволюции. Все вместе они позволили мшанкам выжить в череде глобальных природных катастроф и, эффективно конкурируя с более крупными соседями-эпибионтами и сопротивляясь хищникам, оставаться крайне успешной, разнообразной и экологически важной группой бентосных животных в водоемах нашей планеты", – заключил Островский.