Все новости

Минобрнауки подготовило методику оценки технологического развития науки

Развитие науки в России будут сравнивать с другими странами и группами стран — правда, в тех случаях, если в наличии будут статистические данные по ним за соответствующие периоды

ТАСС, 17 марта. Министерство науки и высшего образования (Минобрнауки) подготовило проект приказа о методике, по которой будет оцениваться уровень технологического развития сферы научных исследований и высшего образования. Документ опубликован на портале проектов нормативных правовых актов.

"Проект приказа разработан в целях обеспечения исполнения распоряжения правительства РФ "О создании системы статистической оценки уровня технологического развития отраслей экономики Российской Федерации", – говорится в пояснительной записке к документу.

Под "технологическим развитием" в министерстве предлагают понимать процесс совершенствования сферы научных исследований и разработок за счет применения передовых технологий. А под "уровнем технологического развития" – степень соответствия количественных и качественных параметров технологического развития мировому уровню.

Так, уровень технологического развития сферы научных исследований России планируют сравнивать со странами и группами стран, если будут соответствующие статистические данные за последние годы. Среди таких групп, например, промышленно развитые страны, высокоразвитые страны с высокой долей сырьевого сектора в экономике, страны БРИКС, быстроразвивающиеся страны Азии, государства - члены Евразийского экономического союза.

Показатели, по которым планируется оценивать уровень технологического развития, разделены на пять групп. В частности, ведомство предлагает учитывать затраты на оборудование и их долю в общих затратах на исследования и разработки, долю внутренних затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте, долю денежных средств, полученных от экспорта высокотехнологичных товаров, место России по числу заявок на получение патента на изобретение, а также показатели, характеризующие уровень цифровизации и ряд других.

Оценка технологического развития высшего образования

Под "технологическим развитием сферы высшего образования" создатели документа предлагают понимать процесс совершенствования системы обучения за счет передовых технологий. А под уровнем такого развития – степень соответствия количественных и качественных параметров мировому уровню.

Министерство предлагает оценивать технологическое развитие высшего образования по четырем группам показателей. Они включают такие критерии, как доля затрат на машины и оборудование, общие расходы на высшее образование в пересчете на одного студента и педагогического работника, затраты сектора высшего образования на исследования и разработки в ВВП, место России в мире по присутствию университетов в топ-500 глобальных рейтингов университетов и ряд других.

"Состав показателей может быть скорректирован по результатам пилотных расчетов уровня технологического развития сферы высшего образования", – отмечается в проекте методики.

Сравнивать показатель технологического развития высшего образования в России также, как и в случае с наукой, авторы документа предполагают с высокоразвитыми странами с высокой долей сырьевого сектора в экономике, странами БРИКС, быстроразвивающимися странами Азии, государствами - членами Евразийского экономического союза.