Все новости

Учителям предложили бороться с профессиональным выгоранием рефлексией и саморазвитием

Чтобы сформировать эти рекомендации, специалисты в течение двух лет разговаривали с педагогами об их проблемах

МОСКВА, 6 марта. /ТАСС/. Российские социологи разработали методичку с советами о том, как учителям справляться с профессиональным выгоранием. Ученые посоветовали педагогам больше времени уделять саморазвитию и рефлексии. Об этом пишет пресс-служба Томского государственного университета (ТГУ).

"Около 60-70 % учителей часто испытывают стресс на работе. Он присутствует и у тех, кто работает в частных учебных заведениях с высокой оплатой, и в школах со сложным социальным контекстом, – прокомментировал один из авторов работы, доцент кафедры социологии ТГУ Роман Быков. – Возможно, отчасти это обусловлено эмоциональными затратами, ведь педагог должен уметь принимать чужой мир, причем, не одного ребенка, а 20-30 человек и более".

Профессиональное выгорание у учителей часто приводит к болезням, из-за него появляются нездоровые привычки и распадаются семьи. По данным корпорации "Российский учебник", в течение первых трех лет с начала работы 33% учителей уходят в другую сферу. Томские ученые решили выяснить, из-за чего у учителей появляется профессиональное выгорание, и разработали методику, чтобы помочь педагогам справляться с подобным стрессом.

В течение двух лет социологи брали интервью у учителей разного возраста, которые работали от одного до 42 лет. Многие участники исследования говорили о чрезмерной нагрузке, в том числе о большом объеме "бумажной" работы, а также о том, что постепенно утрачивается учительское сообщество и "подлинное наставничество".

По словам Романа Быкова, одна из причин профессионального выгорания у педагогов – это "отложенный" результат труда, когда влияние учебного процесса на ребенка можно увидеть лишь после того, как он закончит школу. Также среди проблем учителя часто упоминали культ прав ребенка, сложности в общении с родителями учеников, отсутствие поддержки либо давление со стороны руководства школы, низкий социальный статус учителя и невысокую зарплату.

Чтобы справиться с профессиональным выгоранием, ученые советуют учителям больше времени уделять рефлексии, саморазвитию, а также укреплять связи с другими учителями. По словам пресс-службы, скоро тираж пособия с подробными рекомендациям будет выпущен, его планируют разослать по образовательным учреждениям.