Между плезиозаврами и современными ламантинами нашли нечто общее

Они оказались близки по строению хвоста
Ламантин EPA-EFE/Maciej Kulczynski
Описание
Ламантин
© EPA-EFE/Maciej Kulczynski

ТАСС, 26 февраля. Хвост у плезиозавра был снабжен кожистым плавником и располагался горизонтально, как у современных китов и ламантинов. К такому выводу пришел российский палеогерпетолог Андрей Сенников. Статью ученого опубликовал научный журнал Biology Bulletin.

Сенников проанализировал 14 скелетов морских рептилий юрского периода (между 200 млн и 145 млн лет назад) из фондов Палеонтологического института РАН, а также материалы по водным млекопитающим и пресмыкающимся из других научно-исследовательских организаций.

"Между последним крестцовым и первым хвостовым позвонками [плезиозавра] обнаруживается зона увеличенной подвижности, что дает возможность хвосту двигаться относительно свободно. Горизонтальные поперечные отростки хвостовых позвонков по длине существенно превосходят вертикальные остистые отростки и гемальные дуги, что ограничивает движение хвоста в горизонтальной плоскости. Кроме того, конечный отдел хвоста плезиозавра не отклоняется вниз, как это свойственно многим видам, имеющим вертикально ориентированный хвостовой плавник", - рассказал ученый.

У современных водных рептилий хвосты с аналогичным строением не встречаются. "Поэтому сравнительную модель для плезиозавров пришлось искать в других группах вторичноводных позвоночных. Наиболее близким оказалось строение хвоста сирен и китообразных с горизонтально расположенным хвостовым плавником. У плезиозавров хвост прямой, широкий и уплощенный, более всего напоминающий хвостовой плавник современных ламантинов. В конце хвоста выделяется обособленный участок из сросшихся позвонков, который мог поддерживать только горизонтально ориентированный хвостовой плавник, который двигался вверх-вниз и, вероятно, служил рулем глубины", – заключил палеонтолог.