Создание детей "по заказу" с помощью редактирования генома назвали невозможным

Под это просто нет научной базы, говорит внештатный эксперт Министерства здравоохранения России
Главный внештатный генетик Минздрава РФ Сергей Куцев Станислав Красильников/ТАСС
Описание
Главный внештатный генетик Минздрава РФ Сергей Куцев
© Станислав Красильников/ТАСС

МОСКВА, 18 февраля. /ТАСС/. Сейчас создавать детей на заказ, то есть с заранее определенными навыками, с помощью процедуры геномного редактирования невозможно. Об этом рассказал директор Медико-генетического научного центра, президент Ассоциации медицинских генетиков России, главный внештатный генетик Минздрава РФ Сергей Куцев.

Российские ученые не первый месяц спорят о праве вмешиваться в геном эмбриона. Российский молекулярный биолог Денис Ребриков ранее заявлял, что планирует получить разрешение у Минздрава на редактирование для генома эмбриона будущего ребенка семейной пары с наследственной глухотой. В свою очередь, Куцев говорил, что готовит обращение в министерство с просьбой объявить мораторий на эксперименты по редактированию генома эмбрионов.

"Относительно редактирования генома эмбрионов и создания так называемых "дизайнерских" детей. Мы должны понимать, что это из области фантастики, это не имеет отношения ни к безопасности, ни к нарушению этики. Это с научной позиции нереально и не знаю, будет ли реально. В перспективе, когда мы будем заказывать, как говорят журналисты, умных, талантливых и так далее, для этого нет пока научной базы. Мы еще не настолько хорошо знаем геном, не настолько хорошо знаем взаимодействие различных генов", – сказал Куцев на круглом столе "Технологии геномного редактирования: этические и медицинские аспекты" в Общественной палате РФ.

В октябре 2019 года Минздрав заявил, что разрешать редактировать геном человека в клинической практике сейчас преждевременно, это было бы безответственной мерой. Дело в том, что на современном этапе развития подобных технологий специалисты еще не изучили возможные осложнения в краткосрочной и долгосрочной перспективах. В министерстве добавили, что такой же позиции придерживается и Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).

Ранее, в конце прошлого гдоа, китайский суд приговорил китайского генетика Цзянькуя Хэ к трем годам тюрьмы и огромному штрафу, к чуть меньшим срокам и штрафам присудили его коллег Жэньли Чжан и Цзиньчжоу Циня. Хэ вместе с коллегами известны тем, что изменили ДНК эмбрионов, которые были зачаты при помощи экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) с помощью метода редактирования генов CRISPR-Сas9.