В России создали прототип лекарства от клинической депрессии

Они использовали для этого суперкомпьютер "Жорес" и искусственный интеллект

ТАСС, 11 февраля. Российские ученые вычислили формулу короткой белковой молекулы, которая может подавлять развитие многих форм хронической депрессии и не вызывать при этом серьезных побочных эффектов. Об этом пишет пресс-служба Сколковского института науки и технологий со ссылкой на публикацию в научном журнале SAR & QSAR in Environmental Research.

"Для меня нахождение этого пептида - это весьма волнующий результат. Теперь дело за доклиническими испытаниями, и мы от них многого ждем", - прокомментировал один из авторов работы, сотрудник Сколтеха Дмитрий Карлов.

По текущей статистике Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), больше 300 миллионов жителей Земли сейчас страдают от депрессии. Каждый год она уносит жизни примерно 800 тысяч человек, ей особенно подвержены подростки, а также юноши и девушки в возрасте от 15 до 29 лет.

Борьба с эпидемией хронической депрессии осложнена тем, что нейрофизиологи пока не до конца понимают природу этой болезни. К примеру, ученые пока не выяснили, работа каких участков мозга нарушается и имеет ли депрессия исключительно генетическую подоплеку. Непонятно, как именно связанные с ней сдвиги в работе мозга влияют на мотивацию и настроение человека.

Поэтому примерно в трети случаев прием антидепрессантов или никак не влияет на состояние человека, или же усугубляет проблемы, вызывая серьезные побочные эффекты. Все это заставляет ученых искать гены, которые связаны с развитием депрессии, а также новые лекарства, которые могли бы более эффективно бороться с ней.

Первые успехи

Специалисты из Сколтеха, МГУ имени М. В. Ломоносова, Института эволюционной психологии и биохимии РАН и Института физиологически активных веществ РАН нашли потенциальное решение проблемы, изучая поведение различных белковых молекул, которые могут взаимодействовать с так называемыми NMDA-рецепторами.

Нарушения в работе этих белковых выростов на поверхности клеток мозга, как отмечают исследователи, сегодня считаются одной из главных причин развития многих форм хронической депрессии. Их невозможно подавить при помощи уже существующих лекарств. Некоторые вещества (например, кетамин) могут помешать работе NMDA-рецепторов и ликвидировать часть симптомов депрессии, однако у них есть множество опасных побочных эффектов.

Карлов и его коллеги с помощью суперкомпьютера "Жорес" и систем искусственного интеллекта подобрали для них безопасную замену. Ученые обнаружили, что короткая белковая цепочка из двух аминокислот – D-фенилаланина и L-тирозина – очень похожа по своим свойствам на ифенпродил, один из блокаторов NMDA-рецепторов.

Разработав несколько вариантов этого пептида, ученые синтезировали небольшие количества этого вещества и проверили их работу на срезах мозга крыс. Эти эксперименты подтвердили, что новые белки действительно соединялись с NMDA-рецепторами и блокировали их. В ближайшее время биологи планируют проверить наиболее перспективную версию этой молекулы в опытах на грызунах, страдающих от хронической депрессии.