Избыток тестостерона связали с повышенной вероятностью появления диабета у женщин

У мужчин же это, наоборот, снизило риски развития диабета

МОСКВА, 10 февраля. /ТАСС/. Биологи раскрыли очередные различия в работе организма мужчин и женщин. Оказалось, что избыток тестостерона уменьшает вероятность развития диабета второго типа у представителей мужского пола и повышает шансы заполучить его для женщин. Результаты работы ученых опубликовал научный журнал Nature Medicine.

"Наше исследование подчеркивает, что нужно отдельно изучать то, как те или иные факторы в нашей жизни влияют на здоровье мужчин и женщин. При этом, конечно, мужчинам не стоит бежать в аптеку и закупать тестостерон. Мы должны изучить то, как этот гормон влияет на другие болезни, в первую очередь, на проблемы с сердцем и сосудами", - рассказала Кэтрин Рут, профессор Эксетерского университета Эксетера (Великобритания) и один из авторов исследования.

Ученые уже давно пытаются понять, различается ли работа организма, сознания и психики мужчин и женщин и, если это так, как именно возникли эти расхождения. К примеру, многие исследователи считают, что мозг и тело представителей слабого и сильного полов действительно устроены по-разному в силу ряда эволюционных причин. Их оппоненты отрицают это, списывая все видимые различия на особенности в характере воспитания детей и того, и другого пола, а также типичные роли, которые представители каждого из них занимают в обществе.

За последние годы биологи, психологи и нейрофизиологи открыли много аргументов в пользу первой теории. В частности, семь лет назад американские ученые показали, что некоторые отделы мозга у мужчин обмениваются сигналами не так, как это делают аналогичные регионы нервной системы у женщин. Позже экспериментаторы выяснили, что сильный и слабый пол по-разному реагируют на боль, а также раскрыли возможные эволюционные объяснения долголетия женщин.

Две стороны тестостерона

Рут и ее коллеги открыли еще одно важное различие в физиологии мужчин и женщин, изучив то, как постоянный избыток тестостерона в теле, обусловленный генетическими факторами, влияет на вероятность развития различных болезней.

Для этого ученые проанализировали данные, собранные в рамках геномного проекта UK Biobank у более чем свыше 400 тыс. добровольцев, которые пожертвовали образцы своей ДНК для анализа и прошли всесторонний медосмотр. Используя эту информацию, ученые выделили свыше 2,5 тыс. генетических вариаций, которые влияют на уровень тестостерона в организме, и сравнили их носителей с другими участниками проекта.

Анализ показал, что избыток тестостерона действительно по-разному влиял на здоровье мужчин и женщин. В частности, он на 37% повышал вероятность того, что у женщин появится диабет второго типа, а также, на 51% – синдром поликистозных яичников. Для мужчин была характерна обратная зависимость - высокие концентрации гормона снижали шансы на развитие инсулиновой невосприимчивости на 14%.

Аналогичные, хотя и менее выраженные закономерности, были связаны с вероятностью развития некоторых типов рака груди и матки для женщин, а также опухолей простаты среди мужчин. Во всех случаях, как отмечают исследователи, вероятность заполучить эти новообразования повышалась на 10-23% по мере роста концентрации тестостерона в организме.

Все это, как подчеркивают ученые, говорит о том, что биологам и врачам следует искать и учитывать различия в работе организма мужчин и женщин как при лечении болезней, так и при изучении возможных причин их развития.