Ученые выделили вещество, разрушающее опухолевые клетки без вреда для организма

Им удалось выделить из водорослей полисахарид фукоидан и установить, что он эффективно воздействует на те клетки опухолей, которые ранее подвергались облучению

ВЛАДИВОСТОК, 5 февраля. /ТАСС/. Ученые Тихоокеанского института биоорганической химии (ТИБОХ ДВО РАН им. Г. Б. Елякова) выделили из бурых водорослей полисахариды, которые разрушают опухолевые клетки, но не оказывают негативного влияния на организм. По словам заместителя директора ТИБОХ ДВО РАН по научным вопросам, доктора биологических наук, доцента Михаила Кусайкина, при соответствующем финансировании в ближайшие пять-десять лет можно будет говорить о получении эффективного препарата.

Исследование проводится на средства грантов Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) и Российского научного фонда (РНФ). За три года ученым удалось выделить из водорослей полисахарид фукоидан и исследовать его влияние на опухолевые клетки, а также установить, что этот полисахарид эффективно воздействует на те клетки опухолей, которые ранее подвергались облучению.

"Из водорослей, которые мы вылавливаем практически во всех морях, мы получаем полисахариды, изучаем их структуру и смотрим, как они влияют на рост и развитие опухолевых клеток. Лучше всего фукоиданы действуют на меланому, рак груди и рак кишечника. Стало очевидно, что природные полисахариды обладают низкой токсичностью и высокой биологической активностью. Сейчас мы выясняем, фукоиданы из каких видов водорослей эффективнее всего вызывают гибель опухолевых клеток", - разъяснил Михаил Кусайкин.

Собеседник ТАСС разъяснил, что в ТИБОХ ДВО РАН первыми обратили внимание на рецепторы, которые образуются на поверхности опухолевых клеток после облучения. Именно с этими рецепторами связывается фукоидан. При взаимодействии он запускает в клетках каскад реакций, в том числе программируемую гибель клеток - апоптоз. У здоровых клеток таких рецепторов нет, и влияния на них полисахарид не оказывает.

"От клетки к клетке сигнал, запущенный фукоиданом, передается по принципу домино. После облучения опухоли фукоиданы нужно ввести внутривенно, вещество блуждает по организму и связывается только с теми клетками, некоторые подверглись облучению", - разъяснила заведующая лабораторией химии ферментов, доктор химических наук Светлана Ермакова.

ТИБОХ ДВО РАН им. Г. Б. Елякова исследует морские организмы и уникальные виды дальневосточной флоры, которые могут стать источниками новых природных соединений. Современные технологии проработки сырья позволяют ученым использовать полученные соединения для создания лекарств и биологически активных добавок. В структуру института входят 13 научных подразделений, опытное производство и центры коллективного пользования.