Генетики усомнились в том, что новый коронавирус возник в результате рекомбинации

Анализ раскрыл ряд уникальных черт в устройстве РНК вируса

ТАСС, 28 января. Греческие генетики изучили устройство генома нового коронавируса, породившего вспышку пневмонии в Китае и ряде других стран, и не нашли свидетельств того, что он мог возникнуть в результате обмена генами с другим вирусом, о чем раньше заявляли китайские исследователи. Об этом говорится в статье, опубликованной в электронной научной библиотеке bioRxiv.

"Наше исследование опровергает гипотезу о том, что вирус 2019-nCoV появился в результате недавней рекомбинации. В частности, примерно половину его генома, в том числе и ту часть, которая кодирует шипы на его оболочке, отвечающие за проникновение в клетки человека, относится к уникальной новой линии коронавирусов, непохожей на другие патогены из подсемейства вирусов, связанных с SARS", - пишут ученые.

Первый анализ структуры ДНК нового коронавируса, чья вспышка началась в Китае в декабре прошлого года, указал на то, что возбудитель этой болезни возник в результате так называемой рекомбинации вируса RaTG13, поражающего летучих мышей, и какого-то неизвестного коронавируса.

Этим словом ученые обозначают ситуацию, когда два вируса одновременно заражают один и тот же организм, что в некоторых случаях приводит к обмену участками ДНК или РНК, как в случае с коронавирусами, которые кодируют некоторые части их генома. В случае с вирусом 2019-nCoV китайские генетики предполагали, что подобные обмены генетическим материалом дали ему способность распространяться от человека к человеку, а также ряд других уникальных черт.

Молекулярные биологи из Афинского университета усомнились в этом, сравнив наборы мутаций в геномах 2019-nCoV и RaTG13. С одной стороны, этот анализ подтвердил, что новый вирус действительно тесно связан с патогенами, поражающими летучих мышей, которые живут в провинции Юннань, но при этом он раскрыл ряд уникальных черт в устройстве РНК вируса, несовместимых с теорией о недавней рекомбинации.

В частности, ученые не нашли никаких намеков на то, что геном 2019-nCoV представлял собой мозаику из фрагментов РНК разных вирусов, а также открыли несколько уникальных коротких участков, структура которых была непохожа на генетический материал, характерный для других вирусов, относящихся к числу родичей SARS, возбудителя атипичной пневмонии 2003 года, и при этом поражающих летучих мышей. Как эти последовательности появились в РНК 2019-nCoV, ученые пока не знают, однако их существование однозначно указывает на то, что вирус не мог возникнуть в результате рекомбинации.