Ученые выяснили, как лекарство от почечной недостаточности борется с симптомами аутизма

Группа исследователей планирует провести более масштабные клинические испытания с буметанидом

ТАСС, 28 января. Британские и китайские ученые доказали, что буметанид, популярное средство от гипертонии и почечной недостаточности, можно применять для подавления части симптомов, связанных с развитием аутизма. Об этом в понедельник сообщила пресс-служба Кембриджского университета со ссылкой на статью в журнале Translational Psychiatry.

"Наше исследование важно по той причине, что мы открыли лекарство, позволяющее улучшить социальные навыки детей-аутистов и подавить часть симптомов в то время, когда их мозг еще развивается", - заявила профессор Кембриджского университета Барбара Сахакян, чьи слова приводит пресс-служба вуза.

По данным органов здравоохранения США, расстройства аутистического спектра встречаются примерно у 1,7% детей дошкольного возраста, и их число, как показывают наблюдения ВОЗ, ежегодно растет на 13%. За последние годы ученые открыли десятки генов, связанных с аутизмом, однако уже известные мутации в них не могут полностью объяснить ни одного случая развития этой болезни.

Несколько лет назад, как отмечают Сахакян и ее коллеги, ученые, экспериментируя на беременных крысах и других подопытных животных с мутацией в одном из генов, связанных с аутизмом, обнаружили, что добавление лекарства буметанида в их рацион нормализовало работу нервной системы их потомства. Позже биологи нашли намеки на то, что этот препарат благотворно действует не только на еще не родившихся детей, но и подростков.

Молекулярные корни аутизма

Руководствуясь результатами подобных экспериментов, британские и китайские исследователи провели первые масштабные клинические испытания, в которых участвовали 80 детей-аутистов, проживающих на территории Китая. Ученые разделили их на две группы, одна из которых принимала небольшие дозы буметанида на протяжении трех месяцев.

В это время медики и психологи постоянно следили за изменениями в состоянии участников эксперимента, отмечая сдвиги в характере их социального поведения, а также все возможные побочные эффекты от приема буметанида. Ученых также интересовало то, как этот препарат влиял на концентрацию сигнальных молекул, отвечающих за формирование возбуждающих и тормозящих нервных импульсов, чье соотношение обычно сильно отклоняется от нормы у детей-аутистов.

Как показали эти опыты, лекарство от почечной недостаточности не вызвало опасных побочных эффектов ни у одного ребенка, но при этом оно заметно улучшило состояние всех детей, сделав их более социальными и понизив остроту симптомов аутизма на три условных пункта по шкале CARS. В особенности это затронуло самые выраженные проявления данного спектра расстройств.

Благотворное действие буметанида, по словам Сахакян и ее коллег, было связано с тем, что этот препарат значительно уменьшил концентрацию гамма-аминомасляной кислоты (GABA) в так называемой островковой коре, отвечающей за обработку эмоций и социальное поведение человека. В пользу этого говорит то, что острота симптомов аутизма снижалась вместе с концентрацией GABA в этом отделе мозга.

В ближайшее время, как отметила Сахакян, ее команда планирует провести еще более масштабные клинические испытания. Ученые надеются, что эти эксперименты окончательно докажут, что буметанид можно применять для лечения аутизма и борьбы с его симптомами в детском и подростковом возрасте.