Российские ученые будут создавать квантовый компьютер без оглядки на Google и IBM

Свои разработки они хотят сделать более полезными с практической точки зрения

МОСКВА, 22 января. /ТАСС/. При создании квантового компьютера на основе сверхпроводникового устройства российские ученые не планируют копировать то, что делают в этом направлении Google и IBM. Они собираются пойти другим путем – сделать разработку, полезную с практической точки зрения, основываясь на логических кубитах с коррекцией ошибок. Об этом ТАСС рассказал инженер НИТУ "МИСиС" Илья Беседин.

"Мы не намерены просто гнаться за IBM и Google. IBM кладут один кубит на другой, увеличивая мощность компьютера, однако это не решает главной проблемы - отсутствие практической пользы, полезных вычислений. Сегодня число кубитов ежегодно увеличивается в два раза, однако заменить обычные компьютеры быстро не получится. Пока кубиты работают доли секунды, квантовые состояния уязвимы для внешних воздействий, поэтому выдают много ошибок. Одним из путей может стать создание логических кубитов, у которых мало ошибок", - сказал Беседин.

По его словам, чем больше физических кубитов, тем лучше работают логические кубиты: на один логический потребуется до сотни физических. Кроме того, сегодня специалисты работают над созданием массивов и цепочек кубитов на одном чипе, которые должны показывать совокупные квантовые эффекты.

"Если мы будем каждый год удваивать число кубитов, то через десять лет у нас будет 50 тысяч кубитов. Наверное, мы сможем запускать что-то на таких кубитах с коррекцией ошибок. Десять лет - это минимальная оценка", - добавил ученый.

Квантовые технологии на основе сверхпроводников развиваются в мире на протяжении более 20 лет. Первый российский кубит (наименьший элемент для хранения информации в квантовом компьютере) российские ученые создали в 2015 году. В этом участвовали несколько лабораторий под руководством Олега Астафьева, Алексея Устинова и Валерия Рязанова.

Ранее о планах создать российский квантовый компьютер заявляла госкорпорация "Росатом". По словам руководителя проекта, генерального директора Российского квантового центра Руслана Юнусова, его бюджет должен будет составить 24 млрд. рублей.