Ответственность за гамма-вспышки возложили на двойные звезды

Эта гипотеза объясняет существование почти всех гамма-вспышек, которые фиксируют орбитальные телескопы
Иллюстрация, изображающая гамма-вспышку Reuters
Иллюстрация, изображающая гамма-вспышку
© Reuters

ТАСС, 14 января. Гамма-всплески, самые мощные взрывы звезд во Вселенной, могут возникать преимущественно внутри двойных звездных систем, одно из светил которых помогает раскручиваться своему гибнущему соседу. Об этом пишет пресс-служба Уорикского университета со ссылкой на статью в научном журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

"В прошлом мало кто пытался предсказать судьбу двойных звезд, так как сделать это с математической точки зрения достаточно сложно. Мы раскрыли физический механизм, который указывает на то, что двойные звезды могут породить примерно такое же число гамма-всплесков, который наблюдается в реальном мире", - прокомментировала работу Элизабет Стэнуэй, астрофизик из Уорикского университета (Великобритания) и один из ее авторов.

Гамма-всплески, как предполагают ученые, возникают в последние мгновения жизни крупных звезд. Когда такие светила умирают, сила притяжения возникающей в результате черной дыры или нейтронной звезды оказывается настолько высока, что их останки не разбрасываются по окружающему пространству, а объединяются в своеобразный "бублик".

Часть этого диска, который вращается вокруг бывшей звезды, поглощает сама черная дыра, а остатки разгоняются почти до скорости света и выбрасываются во внешнее пространство в виде узких пучков материи. Во время этого процесса погибающее светило затмевает галактики и испускает столько же энергии, сколько Солнце и другие небольшие звезды вырабатывают за все время существования.

Что именно разгоняет и закручивает эту материю в пучки, ученые пока точно не выяснили. Они пытаются найти ответ на этот вопрос, наблюдая за самыми мощными и близкими к нам гамма-вспышками и вычисляя точные расстояния до источников этих космических катаклизмов.

Жизнь и смерть звезд

Стэнуэй и ее коллеги подошли к этой проблеме с другой стороны. Они задумались над тем, что может заставить умирающее светило раскрутиться до сверхвысокой скорости, которая нужна для рождения "бублика" из плазмы и для того, чтобы сформировались узкие пучки выбрасываемой материи.

Далеко не каждая крупная звезда может достичь этого показателя, что и порождает дискуссии о природе и прародителях гамма-всплесков, так как существующего числа подходящих звезд слишком мало для того, чобы объяснить количество вспышек, которое каждый год фиксируют орбитальные телескопы.

Эту проблему, как предположили британские космологи, можно легко разрешить, если предположить, что гамма-всплески порождают не одиночные крупные звезды, как раньше считали астрофизики, а пары светил. В таком случае одна звезда сможет дополнительно раскрутиться, "воруя" энергию вращения у своей соседки после того, как первое светило исчерпает свои запасы водорода и резко увеличится в объеме.

Руководствуясь этой идеей, Стэнуэй и ее коллеги просчитали, как много двойных звезд будут порождать подобные всплески. Их расчеты показали, что подходящих систем такого рода вполне достаточно для того, чтобы объяснить существование подавляющего количества, если не всех гамма-всплесков. Для этого, как отмечают ученые, нужна очень яркая и активная звезда массой в 20 Солнц и небольшое светило-спутник, которое вращается на небольшом расстоянии от своего соседа.

Подобные звезды, по словам исследователей, достаточно часто встречаются в Млечном Пути и соседних галактиках. Это, по их мнению, говорит о том, что текущие представления о прародителях гамма-всплесков, скорее всего, ошибочны, и что в ближайшее время их нужно пересмотреть.