СЕВАСТОПОЛЬ, 6 января. /ТАСС/. Ученые Севастопольского государственного университета планируют в течение трех лет оснастить новейшее научно-исследовательское судно "Пионер-М" таким оборудованием, чтобы оно могло без экипажа выходить в море и совершать простые операции, сообщил ТАСС проректор СевГУ по развитию, научной и инновационной деятельности Максим Евстигнеев.
"Безэкипажность - это второй этап проекта, не связанный уже с Минобрнауки. Ориентировочно, мы реализуем его в 2022-2023 году", - сказал Евстигнеев. Предполагается, что отработка технологий беспилотного судна начнется с простых операций - в частности, отбора проб морской воды в заданной точке.
Он пояснил, что уже на этапе строительства судна будут заложены элементы системы, позволяющие частично реализовать идеи безэкипажного управления. Чтобы полностью воплотить этот проект в жизнь, потребуется дооснастить "Пионер-М". Общая стоимость модернизации оценивается в 300 млн рублей - примерно столько же, сколько стоит и строительство судна.
"Создание безэкипажных судов - это один из так называемых рынков будущего. Судоходство в будущем будет намного экономичнее, выгоднее, потому что работа человека будет уменьшена. В море подавляющее большинство операций на море рутинные: например, доставка груза от берега до буровой платформы, экологический мониторинг прибрежных вод и другие однотипные действия, которое может выполнять беспилотное судно. Безэкипажность позволит серьезно сэкономить компаниям при строительстве и эксплуатации судов: ведь системы жизнеобеспечения и обеспечение безопасности людей очень дорогостоящи", - уточнил проректор.
По его словам, управлять такими судами можно будет с берега. Находящийся в центре управления оператор сможет отслеживать операции судна и, при необходимости, корректировать их.
О проекте "Пионер-М"
Проектирование "Пионера-М" вели ученые Севастопольского государственного университета на базовой кафедре "Инновационное судостроение и технологии освоения шельфа", созданной ЦКБ "Коралл". Строительство судна будет происходить на трех заводах Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Средне-Невский судостроительный завод выполнит работы по формированию композитного корпуса, созданием надстройки займутся специалисты крымского предприятия "Судокомпозит", финальная сборка состоится на Севморзаводе. Длина судна составит 25,7 метра, ширина - 9 метров, скорость - 10 узлов, водоизмещение - 82 тонны.
Проект реализуется при поддержке Минобрнауки РФ, ОСК и Агентства стратегических инициатив. Строительство финансируют в рамках федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы". Индустриальным партнером выступает ОСК. Инвестиции в реализацию проекта составляют 300 млн рублей.