Органические светодиоды сделали максимально приятными для глаз

Спектр новой лампы специалисты сделали похожим на свечу или Солнце
Описание
© REUTERS/Yuriko Nakao

ТАСС, 23 декабря. Химики и физики из России создали новый тип светильника на базе органических светодиодов (OLED). Он одновременно и яркий, и обладает естественным теплым спектром излучения. Об этом сообщила пресс-служба Российского научного фонда (РНФ) со ссылкой на публикацию в научном журнале Chemical Communications.

"Мы получили рекордно низкую цветовую температуру светодиода при сохранении достаточной яркости. Более того, мы не использовали металлы платиновой группы, которые в настоящий момент являются стандартом для цветных OLED-дисплеев и световых панелей, а заменили их дешевыми аналогами", - прокомментировал один из авторов работы, сотрудник Физического института РАН Илья Тайдаков.

У светодиодных ламп на базе органических или неорганических светодиодов есть не только плюсы (низкое потребление энергии и относительную долговечность), но и масса минусов - начиная с неестественного спектра и заканчивая токсичностью производства.

Как объясняют ученые, неестественный характер света связан с тем, что современные светодиодные излучатели вырабатывают белый свет двумя путями - смешивая три базовых цвета (красный, синий и зеленый) или же конвертируя излучение синего светодиода в поток белого света, обстреливая им специальное вещество-люминофор.

В результате этого в спектре этих светильников часто возникает избыток синего излучения, неприятный для глаз и предположительно негативно воздействующий на организм человека. По этим причинам ученые и инженеры пытаются заменить их или изобрести более экономичные формы уже существующих типов ламп.

Светодиодное Солнце

Экспериментируя с различными типами красителей и покрытий, которые могут поглощать и повторно излучать свет, Тайдаков и его коллеги выяснили, как можно ликвидировать часть недостатков, которые присущи современным органическим светодиодным излучателям. Как правило, люминофоры OLED-ламп состоят из двух или трех подобных красок, одна из которых обычно вырабатывает синий свет.

Как отмечает пресс-служба РНФ, российские химики и физики впервые подобрали такую комбинацию из двух типов ароматических углеводородных молекул и соединений алюминия, которая вырабатывает очень мягкий, естественный и при этом яркий желто-зеленый свет. Это связано с тем, что в отличие от других подобных люминофоров сила свечения этой краски не падает слишком быстро по мере сдвига в сторону теплой части спектра.

Это открытие позволило ученым создать на базе этих красителей прототип OLED-лампы, которая излучает естественный свет и при этом остается достаточно мощной. Одно из главных преимуществ подобных светильников - простота конструкции. Они содержат в себе не три-четыре излучающих слоя, как обычные светодиодные лампы, а всего один, причем его свойствами можно гибко управлять, меняя структуру слоя и параметры электропитания.

По своему спектру этот светильник похож на свечу или Солнце, что выгодно отличает его от других типов светодиодных излучателей, который сейчас используются в быту и промышленности. Как надеются ученые, их разработку быстро внедрят в производство OLED-ламп и других приборов на их базе, что сделает их более приятными для глаз, а также более яркими и дешевыми.