ДНК человека удалось получить из кусочка ископаемой смолы возрастом 5,7 тыс. лет

КОПЕНГАГЕН, 18 декабря. /ТАСС/. Ученые из Копенгагенского университета смогли получить ДНК человека из кусочка смолы возрастом 5,7 тыс. лет, найденного в ходе археологических раскопок в местечке Сюльтхольм на юге Дании. Этот материал в прошлом люди, населявшие районы нынешней Европы, использовали в качестве жвачки. Результаты исследования кусочка смолы, проведенного датскими учеными, опубликованы в британском научном журнале Nature Communications.

Благодаря полученной пробе ДНК ученые составили портрет женщины, которая жила в эпоху неолита (10 тыс.-4,5 тыс лет до н.э.). Как полагают исследователи, у нее было заболевание десен, поэтому она и жевала кусочек обнаруженной березовой смолы, которая содержит природный антисептик бетулин. Тогда этот материал люди использовали также как клей.

"Просто невероятно, что нам удалось получить полную ДНК человека из чего-то еще, кроме кости", - отметил в пресс-релизе университета руководитель проекта Ханнес Шрёдер.

По мнению ученых, у доисторической женщины были темная кожа и волосы, а глаза - голубые. Она больше походила на населявших тогда материковую часть Европы охотников-собирателей, чем на людей, которые жили в то время в центральной части Скандинавии.

В "жвачке" из березовой смолы исследователям удалось обнаружить также следы вируса мононуклеоза - острого инфекционного заболевания. Ученые надеются, что это поможет лучше понять процесс развития болезней у человека. "Это может оказать помощь в лучшем понимании распространения болезней [в прошлом]", - отметил Шрёдер.