ТАСС, 13 декабря. Ученые Алтайского государственного университета (АлтГУ) выяснили, что аграрные реформы в Российской империи второй половины XIX - начала XX во многом реализовывали в зависимости от вероисповедания крестьян, поэтому она не принесла желаемых результатов. Об этом сообщает пресс-служба Министерства науки и высшего образования (Минобрнауки).
Исследователи изучали, как различные религиозные общины Южной и Западной Сибири адаптировались в Российской империи. Они поставили перед собой цель выяснить, как государственная политика влияла на жизнь как неправославных христиан, так и представителей других религий - мусульман, буддистов или иудеев.
По данным исследователей, правительство империи считало православие одной из мер интеграции представителей других конфессий в российскую государственную систему. Однако неправославные переселенцы в Западную Сибирь противились этому.
"Недовольство со стороны инородческого населения Сибири было вызвано процессом их объединения с русскими поселениями, а также созданием волостных управлений по принципу русских волостей. Правительство стремилось ограничить в правах инородческое население, запрещая приобретать землю в собственность лицам неправославного вероисповедания", - прокомментировала Елена Шершнева, один из авторов работы.
Результаты реформы
В целом такая аграрная политика не принесла желаемых результатов, отмечают в АлтГУ. Более того, на протяжении всего пореформенного периода инородцы связывали упадок своих хозяйств именно с переселенческой политикой государства, а также с причислением их поселений к русским волостям.
"Реформы, проводимые правительством в данном секторе экономики, рассматривались мусульманским населением как ущемление не только их экономических, но и религиозных прав", - отмечают исследователи.
В пресс-службе добавили, что полученные данные важны не только для фундаментальной науки, но и будут внедрены в учебный процесс - в бакалаврские и магистерские программы по направлениям "Религиоведение". Исследователи рассчитывают, что результаты их работы будут полезны и для региональных, и для федеральных органов власти, которые занимаются регулированием государственно-конфессиональных отношений в России и в ее регионах.