Вулкан Кракатау обвинили в провоцировании цунами высотой более ста метров

От еще еще больших жертв жителей Индонезии и соседних стран спасло то, что острова вокруг вулкана были необитаемыми

ТАСС, 29 ноября. Японские и британские специалисты выяснили, что цунами, которое возникло в результате прошлогоднего обвала индонезийского вулкана Кракатау, было намного опаснее, чем ученые считали ранее. Высота его волны изначально составляла свыше ста метров, пишут исследователи в научном журнале Pure and Applied Geophysics.

"К счастью, никто не жил на соседних островах, однако если бы на их берегах находились поселения, то по ним бы ударила волна высотой в 50-70 метров. Для сравнения, извержение 1883 года породило цунами высотой в 42 метра, которое унесло жизни 36 тыс. людей", - прокомментировал исследование один из его авторов, профессор Лондонского университета Брюнеля Мохаммад Хейдарзаде.

Вулкан Кракатау - один из самых известных очагов геологической активности на Земле. Сейчас он находится в центре одноименного островного архипелага, который возник в 1883 году в результате того, что Кракатау в буквальном смысле взорвался и уничтожил остров, на котором находился.

В результате примерно две трети территории этого острова оказались на дне моря, а десятки тысяч жителей этого клочка суши и окрестных островов Юго-Восточной Азии погибли или в ходе самого извержения, или в результате мощнейшего цунами. Это сделало взрыв Кракатау самым смертоносным катаклизмом такого рода в истории человечества после взрыва горы Тамбора на индонезийском острове Сумбава в 1815 году.

Кракатау напомнил человечеству о своем существовании в конце прошлого года, когда его жерло, вулканический атолл Анак-Кракатау, неожиданно обвалилось в ходе нового извержения. В результате этого возникло мощное цунами, высота волны которого предположительно составила от 5 до 13 метров. Оно унесло жизни более 430 жителей Индонезии и других стран Азии, еще 15 тыс. пострадали, а 40 тыс. остались без крова.

По следам катастрофы

Хейдарзаде и его коллеги выяснили, что ученые сильно недооценивали масштабы и потенциальную разрушительную силу этого цунами. Для этого они создали точную компьютерную модель вулкана и окружающих его участков дна Зондского пролива.

В этом ученым помогло то, что за рождением цунами следило множество сейсмографических станций, океанографических буйков, орбитальных спутников и других приборов, которые отслеживали состояние Кракатау в последние мгновения перед катастрофой. Это позволило британским и японским исследователям очень точно измерить объем и массу обвалившегося склона вулкана и просчитать последствия его падения в воду и попадания океанической воды в бывшее жерло Кракатау.

Их расчеты раскрыли несколько неожиданностей, в том числе и механизм рождения цунами, которые ускользнули от внимания ученых, которые исследовали последствия взрыва вулкана в первые дни после этого катаклизма. Оказалось, что изначальная высота волны составляла 100-150 метров, а ее длина могла достигать отметки в 2,5 км. В этом отношении прошлогоднее вулканическое цунами значительно превосходило другие события такого рода и не уступало по силе волнам, которые порождают подводные землетрясения с магнитудой в 6-6,1 по шкале Рихтера.

По словам исследователей, человечество избежало серьезных последствий благодаря тому, что острова, расположенные в 5-10 км от Кракатау, являются необитаемыми, а на берегах Суматры и Явы, соседствующих с вулканом, живет крайне небольшое число людей. По этой причине цунами достигло населенных уголков Индонезии уже в сильно ослабленном виде, что предотвратило массовую гибель людей, заключили ученые.