ТАСС, 28 ноября. Шведские ученые выяснили, что популярные пестициды-неоникотиноиды далеко не всегда убивают шмелей, а иногда помогают их колониям выживать в окрестностях полей клевера и других массово цветущих сельскохозяйственных культур. Результаты экспериментов опубликовал научный журнал Environmental Science & Technology.
"Колонии шмелей, которые живут в окрестностях полей, которые мы обрабатывали неоникотиноидами, были тяжелее и содержали в себе больше личинок и взрослых особей, чем у их конкурентов с необрабатываемых посадок. Это говорит о том, что далеко не все пестициды из этого класса однозначно вредны для опылителей в любых ситуациях, как считалось раньше", - пишут ученые.

Массовая гибель диких и домашних пчел, а также резкое сокращение численности других опылителей в последние годы ученые связывают не только с глобальным потеплением и разрушением природных экосистем, но и с применением пестицидов из класса неоникотиноидов. Они не только напрямую убивают пчел и шмелей, но и меняют программу их поведения и эмбрионального развития. Последствия этого сейчас активно изучают экологи и биологи.
Подобные исследования, а также несколько эпизодов массовой гибели пчел, которые предположительно связаны с этими пестицидами, уже привели к тому, что три самых популярных неоникотиноида - имидаклоприд, клотианидин и тиаметоксам - были запрещены к использованию в большинстве стран Европы в 2013 году.
Обратная сторона медали
Май Рундлеф из Лундского университета (Швеция) и ее коллега Ола Лундин из Шведского университета сельскохозяйственных наук в Лунде изучали то, как два других популярных пестицида из этого класса, тиаклоприд и ацетамиприд, влияют на поведение обычных европейских шмелей.
Эти вещества, как отмечают ученые, заметно менее токсичны для опылителей, чем три запрещенных препарата. Тем не менее, в последние годы европейские экоактивисты часто призывают запретить их, ссылаясь на то, что характер их реального действия на колонии пчел и шмелей почти не изучен.
Лундин и Рундлеф заполнили этот пробел, организовав серию экспериментов на одной из ферм на юге Швеции, где местные крестьяне выращивают клевер для прокорма скота и удобрения полей компостом перед посадкой кукурузы и других ценных сельхозкультур. Разделив эти поля на несколько участков, биологи установили на их территории искусственные ульи, заселенные шмелями, и попросили фермеров обработать часть из них тиаклопридом.
После этого ученые регулярно посещали поля, наблюдая за поведением насекомых и регулярно взвешивая колонии. Эти наблюдения неожиданно показали, что колонии шмелей, которые жили на обработанных пестицидами полях, быстрее набирали массу и содержали больше меда и личинок, чем у их конкурентов с необработанных посадок клевера.
Ученые связывают это с тем, что шмели из первой группы чаще посещали цветы и собирали больше нектара. Это стало возможным благодаря тому, что пестицид убил всех долгоносиков и прочих вредителей, которые поражают клевер. Даже если тиаклоприд негативно повлиял на здоровье отдельных насекомых, положительный эффект от повышенной доступности нектара значительно превысил все возможные минусы от применения пестицидов.
Все это, как подчеркивают ученые, не отменяет того, что применение других типов неоникотиноидов при защите иных видов посадок часто приводит к массовой гибели опылителей. Тем не менее, открытие позитивных качеств у комбинации тиаклоприда и клевера говорит о том, что эти пестициды нельзя рассматривать как однозначное зло для пчел и шмелей, заключают Лундин и Рундлеф.