"Уши" черных дыр повысили "рождаемость" у соседних галактик

К удивлению астрономов, эти объекты могут приносить не только смерть и разрушения, но и пользу

ТАСС, 27 ноября. Наблюдения за сверхмассивной черной дырой в созвездии Секстанта указали на то, что эти объекты могут не только уничтожать звезды и "удушать" галактики, но и помогать появляться новым светилам сразу в нескольких соседних галактиках. Важную роль в этом играют так называемые "уши" черных дыр - раскаленные облака газа, которые этот объект "выбрасывает" за пределы галактики. Об этом сообщил сайт рентгеновской орбитальной обсерватории "Чандра".

"Мы впервые проследили за тем, как одна и та же черная дыра повысила частоту звездообразования сразу в нескольких галактиках. Удивительно думать о том, что сверхмассивные черные дыры, расположенные внутри одного скопления звезд, могут влиять на жизнь других галактик, удаленных от них на триллионы километров", - прокомментировал один из авторов работы, астроном из Национального астрофизического института Италии Роберто Гилли.

Практически все астрономы сегодня уверены в том, что в ядрах всех крупных галактик находится как минимум одна сверхмассивная черная дыра. Эти космические тяжеловесы постоянно захватывают и поглощают окружающее их вещество, а также выбрасывают часть его в межгалактическое пространство в виде так называемых джетов - узких пучков плазмы, которая разогрета до сверхвысоких температур и разогнана до околосветовых скоростей.

Наблюдения последних лет показывают, что активизация этих выбросов приводит к тому, что галактики постепенно опустошаются, а процессы звездообразования в них прекращаются. Как считают ученые, это связано с тем, что черная дыра разогревает холодные облака пыли и водорода, внутри которых обычно формируются звезды, и выбрасывает их останки за пределы галактики.

Эти раскаленные облака из газа, которые астрономы называют "ушами" из-за их характерной формы, остывают очень медленно и мешают холодным потокам материи из межгалактической среды "падать" на галактики и пополнять их запасы звездных стройматериалов. Поэтому примерно половину галактик в обозримой Вселенной можно считать "живыми трупами" - из-за удушающего действия черных дыр новые звезды в них фактически не появляются.

Космическая фабрика звезд

Относительно недавно, как отмечает Гилли, ученые начали замечать, что некоторые сверхмассивные черные дыры не блокируют приток холодного газа в те галактики, где они находятся, а наоборот, ускоряют его. С другой стороны, у астрономов не было однозначных свидетельств того, что частота формирования новых звезд действительно выросла в подобных галактиках-"фениксах", которые астрономы недавно открыли при помощи "Чандры".

Итальянские и американские астрономы подтвердили, что это действительно так. Они впервые детально изучили этот процесс, наблюдая за сверхмассивной черной дыр в еще одной далекой галактике, которая расположена в созвездии Секстанта на расстоянии в 10 миллиардов световых лет от Земли.

В этих наблюдениях им помогло то, что окрестности этого объекта были "подсвечены" рентгеновским излучением, которое вырабатывало ядро гораздо более далекой галактики SDSS J1030+0524, которая существовала в первые эпохи жизни Вселенной. Ее излучение помогло ученым проследить за движением потоков газа рядом с черной дырой и в межгалактической среде и оценить ее влияние на звездообразование.

Снимки, которые получили "Чандра", "Хаббл" и ряд наземных обсерваторий, неожиданным образом показали, что выбросы черной дыры в этой галактике влияли на частоту формирования новых светил не только в ее пределах, но и в семи ее соседках, в чью сторону были направлены "уши" черной дыры.

Ученые обнаружили, что взаимодействие их материи с выбросами черной дыры привели к тому, что приток газа в эти галактики резко вырос, а новые звезды в этих галактиках стали появляться примерно в 2-5 раз чаще по сравнению с типичными значениями для их соседей. Открытие этого феномена впервые показало, что выбросы сверхмассивных черных дыр могут влиять на темпы звездообразования в других галактиках, которые удалены на несколько сотен тысяч световых лет как от их источника, так и от самих облаков горячей плазмы.

В ближайшее время астрономы планируют изучить устройство других скоплений галактик, для которых характерна необычно высокая скорость рождения звезд. Как надеются астрономы, эти наблюдения помогут понять, связаны ли эти аномалии с активностью сверхмассивных черных дыр, а также выяснить, при каких условиях и как часто черные дыры не "удушают", а "оживляют" галактики.