НЬЮ-ЙОРК, 7 ноября. /ТАСС/. Вопрос об оказании содействия российским ученым в популяризации их работ за рубежом станет одним из центральных на открывающейся в пятницу в Чэпел-Хилл (штат Северная Каролина) 10-й конференции Российско-американской научной ассоциации (RASA-America). Об этом накануне открытия конференции в беседе с корреспондентом ТАСС сообщил президент ассоциации профессор Университета штата Северная Каролина Александр Кабанов.
"Научные публикации - одна из важнейших функций научного сообщества, и качество этих публикаций, их наличие говорят о состоянии научного сообщества, - отметил он. - Сейчас в сфере научных публикаций происходят кардинальные изменения из-за смены их экономической модели, и они затрагивают всех ученых, в том числе и работающих в России. Российские научные журналы проходят очень непростой период, и, фактически, речь идет о продолжении их существования. Вопрос встал настолько остро, что нам как русскоязычной научной диаспоре стало ясно, что мы сможем сыграть существенную роль в плане улучшения качества и популяризации публикаций российских ученых - не тех, которые уже публикуются в западных научных журналах, а тех, которые публикуются в России".
"Россия должна иметь свою собственную научно-публикационную экосистему, - подчеркнул профессор Кабанов, - и о том, как эту систему расширить, переформатировать и сделать ее жизнеспособной мы начали говорить на своей конференции еще в прошлом году. На нынешней конференции разговор на эту тему будет очень конкретным. Это направление в дальнейшем станет нашим крупнейшим вкладом в российскую науку, поскольку для российской науки совершенно необходимо, чтобы вопросы публикации научных работ были решены".
"Многие из ученых диаспоры продолжают работать в России, - пояснил он. - Мы хорошо чувствуем российскую жизнь. В эпоху интернета мы живем в одном информационном пространстве с нашими коллегами, работающими в России".
Общий язык и общий культурный код
"Конференция Российско-американской научной ассоциации - явление уникальное, - подчеркнул он. - Обычно конференции проходят по отдельным областям науки, а в нашей участвуют специалисты в различных дисциплинах, которые объединены общим для них русским языком и общим культурным кодом, без которого такая конференция не могла бы существовать. Математики, физики, химики, биологи, медики, специалисты в гуманитарных и общественных науках слушают доклады коллег, где сравнительно простым языком, но профессионально сообщается о достижениях в разных областях науки, и нам это интересно". По его словам, такой формат "напоминает конференции времен СССР, когда тоже собирались представители разных научных дисциплин, чтобы просветить друг друга".
Президент ассоциации также отметил, что еще одна отличительная черта конференции состоит в том, что она служит площадкой для обсуждения вопросов культуры и научно-исторических тем. "Российская диаспора - явление выдающееся, хотя и недостаточно изученное и недостаточно хорошо известное широкой общественности, - пояснил профессор Кабанов. - Огромное число ученых из России и Советского Союза плодотворно работали в США и других странах на протяжении целого столетия в результате дореволюционной, послереволюционной, послевоенной и последней постсоветской волны эмиграции. Нынешняя волна очень большая, и она по масштабам сравнима с послереволюционной. О выдающемся вкладе российских ученых иммигрантов прошлого в мировую науку незаслуженно мало известно, и их на Родине почитают далеко не так, как в других странах".
Он с сожалением отметил, что сейчас престиж российской науки в странах Запада не столь высок, как во времена СССР. "Тогда это был диалог равных, потому что наука в СССР хотя и отставала от западной в некоторых областях, но все же была наукой высочайшего класса, - отметил он. - И когда советские ученые, скажем, по ядерной тематике садились за один стол с коллегами из США или Великобритании, то разговор был на равных. Сегодня же российская наука находится далеко не на том месте, на котором находилась советская наука. Это факт, поэтому интереса в целом к России, к российской науке и того уважения, что было в советское время, на Западе уже нет".
Ситуация в политике и визовые проблемы
В этой связи он считает важной роль русскоязычной научной диаспоры. "Ученые из бывшего Советского Союза относятся с симпатией к России и российским ученым, - подчеркнул он. - И чем крупнее ученые, живущие и работающие здесь на Западе, тем больше симпатии они испытывают к российским коллегам. Люди готовы помогать, и это выражается в самых разных формах: в преподавании, чтении лекций, научной экспертизе, участии в программе грантов". "Тут есть свои ограничения, связанные с тем, что сейчас период, напоминающий времена холодной войны, - уточнил он, - и это, к сожалению, накладывает очень серьезные ограничения на эти контакты".
Профессор Кабанов также рассказал, что сам способствует развитию контактов с Россией. "Я являюсь также профессором Московского университета, - пояснил он, - и ко мне приезжают ученые как из России, так и из других стран мира. Вообще у меня в лаборатории говорят на разных языках: я как-то подсчитал - от 14 до 25 разных языков". "В прошлом у нас было очень много участников конференции из России, - отметил он в заключение, - а на нынешней конференции их значительно меньше, и это связано, конечно, с нынешней политической ситуацией и с проблемами при получении виз в США".