Бессонная ночь почти на треть увеличила риск развития стресса

Из-за недостатка сна некоторые области мозга начинают работать ненормально, выяснили ученые
Описание
© Shutterstock/FOTODOM

ЛОНДОН, 6 ноября. /ТАСС/. Хронический недосып и серьезные нарушения сна могут существенно увеличить вероятность появления стресса и чувства обеспокоенности. К такому выводу пришли американские ученые, о результатах исследования которых сообщила газета Independent со ссылкой на статью в научном журнале Nature Human Behaviour.

В эксперименте участвовали более 330 человек в возрасте от 18 до 50 лет. Ученые наблюдали за тем, как изменяется их психическое состояние в зависимости от того, сколько часов в сутки те спали. Для этого добровольцев попросили провести в лаборатории две ночи - одну вообще без сна, а вторую с нормальной продолжительностью сна. В обоих случаях утром им показали серию специально подобранных видеороликов, которые должны были вызвать у испытуемых тревогу или отвращение.

После просмотра клипов, как отмечают ученые, участники эксперимента ответили на ряд вопросов, с помощью которых специалисты определяли уровень их стресса. Кроме того, исследователи изучали активность головного мозга подопытных с помощью магнитно-резонансной томографии (МРТ).

Результаты показали, что после бессонной ночи отдельные участки мозга пациентов, в частности, префронтальной коры, которая связана с проявлением тревоги, работали с некоторыми нарушениями. Вместе с тем ученые выяснили, что плохое качество сна приводило к увеличению уровня стресса практически на 30%.

"Мы доказали, что недостаточный сон усиливает чувство тревоги, в то время как длительный качественный отдых в ночные часы помогает уменьшить стресс", - отметил один из участников работы, профессор Калифорнийского университета в Беркли Эти Бен Саймон. "Люди, которые часто испытывают беспокойство, регулярно сообщают о проблемах со сном, однако крайне редко для снижения уровня тревожности им рекомендуют улучшить качество ночного отдыха", - добавил он. "Наше исследование не только устанавливает причинную связь между качеством сна и уровнем стресса, но и определяет, какой вид отдыха в ночное время суток позволяет успокоить чрезмерно напряженный мозг", - заключил Саймон. При этом наиболее оптимальным для здоровья исследователи называют сон продолжительностью 7-8 часов в сутки.

Ранее американские ученые обнаружили, что проблемы со сном или его нехватка могут способствовать развитию болезни Альцгеймера или усугубить состояние людей, которые уже страдают от этого недуга. Одна из причин развития болезни, как установили исследователи, связана с так называемыми тау-белками, которые во время бодрствования человека вырабатываются нейронами мозга, но выводятся из него во время сна. У людей, которые не страдают от нарушения сна или его дефицита, такие белки утилизируются, у остальных же они накапливаются в клетках мозга, которые отвечают за память, и те начинают работать с перегрузками или вовсе отмирают. Таким образом, полагают ученые, регулярный и достаточный сон может снизить риск заболевания этим опасным недугом или даже не дать ему возникнуть.