Новый генератор расширил возможности рекордно мощного новосибирского лазера

По спектральной мощности прибор на несколько порядков превосходит мировые аналоги

ТАСС, 6 ноября. Специалисты Института ядерной физики им. Г. И. Будкера СО РАН (ИЯФ СО РАН) разработали новый генератор электромагнитного излучения для Новосибирского лазера на свободных электронах (ЛСЭ), который уже может давать рекордную среднюю мощность излучения. Генератор позволит расширить исследовательские возможности источника терагерцового излучения - например, увеличит доступный диапазон длин волн и мощность излучения. Об этом сообщила пресс-служба ИЯФ СО РАН со ссылкой на публикацию в научном журнале Nuclear Instruments and Methods in Physics Research Section A.

"На данный момент основные характеристики ондулятора (так называется разработанный генератор, - прим. ТАСС) рассчитаны при помощи компьютерного моделирования, установка спроектирована и частично изготовлена в экспериментальном производстве ИЯФ СО РАН - ориентировочно модернизация завершится в 2022 г.", - отмечается в сообщении.

Новосибирский ЛСЭ - это одна из основных пользовательских установок ЦКП "Сибирский центр синхротронного и терагерцового излучения" (ЦКП "СЦСТИ") ИЯФ СО РАН. С терагерцовым излучением работают около 20 групп из 12 научных организаций Новосибирска, Москвы и Самары. Большая часть постоянных пользователей работает в институтах (Институт химической кинетики и горения СО РАН, Институт цитологии и генетики СО РАН, Международный томографический центр СО РАН и др.) новосибирского Академгородка.

Средняя мощность излучения лазера - рекордная в мире. По спектральной мощности излучения Новосибирский ЛСЭ на несколько порядков превосходит другие существующие в мире источники. Эти параметры позволяют проводить уникальные эксперименты с использованием терагерцового излучения в области физики, химии, биологии, материаловедения и медицины.

"Новосибирский ЛСЭ работает уже 16 лет и, несмотря на то, что по некоторым параметрам он достиг рекордных показателей, мы все равно постоянно модернизируем установку. Одна из последних наших разработок - широкоапертурный ондулятор с переменным периодом. Он предназначен для того, чтобы расширить доступный для пользователей диапазон длин волн нашего ЛСЭ. Сейчас исследователям доступны длины волн от 6 до 240 микрон, но мы хотим дойти до 400 микрон. В этом диапазоне излучение лучше проходит через атмосферу и различные предметы. Мы планируем завершить производство и установку ондулятора в 2022 г.", - прокомментировал заведующий лабораторией ИЯФ СО РАН Николай Винокуров.

При помощи терагерцового излучения специалисты изучают возможность манипулировать намагниченностью мономолекулярных магнитов, исследуют влияние терагерцового излучения на живые организмы, проводят экспериментальные работы по поглощению терагерцевого излучения в парах воды. Но, по словам ученого, если терагерцовое излучение сможет проникать через различные предметы, а также через тело человека, то в будущем станет возможным использовать его для обработки материалов или даже для некоторых видов терапии, например, подобной ультравысокочастотной (УВЧ).