Ученые РФ с помощью 3D-печати усовершенствовали прибор для лучевого лечения рака

Вместо металлических коллиматоров ученые смогли сделать пластиковый, изготавливать который гораздо легче

ТАСС, 5 ноября. Научный коллектив Томского политехнического университета (ТПУ) разработал технологию трехмерной печати пластиковых коллиматоров (устройств для получения параллельных пучков лучей света), которые способные заменить металлические при лучевой терапии раковых заболеваний. Об этом сообщила пресс-служба университета со ссылкой на исследование, опубликованное в журнале Physica Medica.

"Ученые Томского политехнического университета провели исследование пластиковых изделий, которые в перспективе смогут заменить металлические коллиматоры, использующиеся при лечении онкологических заболеваний лучевой терапией. Результатом первых этапов исследования стало получение точных характеристик желаемого изделия, а также его изготовление и тестирование. Практическое применение исследования не сводится исключительно к медицине и будет полезно всем, кого интересует влияние облучения на пластиковые изделия", — говорится в сообщении.

В настоящее время радиотерапия электронным пучком осуществляется с использованием металлических коллиматоров, которые позволяют точно сформировать поле облучения вокруг опухоли и защищают здоровые органы и ткани. Однако создание подобного металлического коллиматора достаточно трудоемкий и энергозатратный процесс, а также требующий помещения и оборудования, которыми в большинстве случаев не обладает среднестатистическая больница. Идея ученых же заключается в замене металлического коллиматора аналогом из пластика, напечатанным с помощью трехмерной печати.

"У металлических коллиматоров для поглощения пучка толщина должна составлять 1,6 см, но, в отличие от металла, пластик не обладает той же плотностью и рядом других характеристик. Мы проводили ряд расчетов и экспериментов для того, чтобы определить толщину пластикового изделия. Например, с помощью специальных дозиметров, помещенных внутрь пластика, измеряли глубинное распределение дозы электронного пучка", - пояснил доцент исследовательской школы физики высокоэнергетических процессов ТПУ Сергей Стучебров.

Первые экспериментальные модели пластиковых коллиматоров напечатали в Томском политехе, а проведение экспериментов проходило на базе Московской городской онкологической больницы № 62 и Университетской клиники Гамбург-Эппендорф (Германия). Результаты исследования, которое проводится при поддержке гранта Российского научного фонда, показали жизнеспособность новой методики. В настоящее время команда ученых подала документы на патентование своего открытия.