Игра в "Угадай мелодию" рассказала ученым о скорости узнавания любимых песен

Специалисты предполагают, что мы быстро узнаем знакомые композиции благодаря эволюционным механизмам, корни которых уходят в глубокую древность

ТАСС, 30 октября. Ученые сыграли с подопытными в нечто наподобие популярной телепередачи "Угадай мелодию" и выяснили, что человеческий мозг может угадать знакомую ему композицию примерно за 100-300 миллисекунд. Это указывает на особенную важность этой способности для выживания наших предков. Об этом пишут британские нейрофизиологи в статье, которую опубликовал научный журнал Scientific Reports.

"В последние годы коллеги все чаще интересуются тем, можно ли использовать музыку, чтобы "достучаться" до людей, которые страдают от слабоумия. Несмотря на угасание остальной памяти, музыку они помнят достаточно хорошо. Если мы откроем те цепочки нейронов, которые хранят в себе память о музыке, мы поймем, что защищает их от деградации", - рассказала Мария Чейт из Университетского колледжа Лондона, один из авторов работы.

Чейт и ее коллеги уже много лет изучают то, как человеческий мозг реагирует на различные источники звуковых сигналов в окружающей среде и как они влияют на его работу. К примеру, четыре года назад они выяснили, что сосредоточение внимания на сложной визуальной задаче настолько сильно ухудшает чувствительность слуховой коры мозга, что это временно делает людей почти глухими.

Музыкальная эволюция человечества

Британские ученые открыли еще одну интересную особенность человеческой нервной системы, которая связана с восприятием звука. Для этого они наблюдали за работой мозга десяти мужчин и женщин, которые играли в своеобразный аналог передачи "Угадай мелодию". Перед началом эксперимента Чейт и ее коллеги предложили добровольцам выбрать пять хорошо знакомых им песен. После этого нейрофизиологи подобрали похожие мелодии, подготовили несколько сотен коротких музыкальных отрывков и предложили участникам эксперимента прослушать часть из них и рассказать, какие показались им знакомыми.

Во время игры ученые следили за добровольцами, используя электроэнцефалографы и камеры, которые фиксировали, изменяются ли размеры зрачков их глаз. Подобные наблюдения, как объясняет Чейт, позволяли ее команде фиксировать то, что мозг их подопечных уже распознал мелодию, даже если сам его обладатель еще не осознал этого.

В частности, когда человек слушает знакомые песни, его зрачки резко расширяются, а определенные области коры головного мозга, которые связаны с работой центров памяти и слуха, - активизируются. Незнакомые мелодии, как показали наблюдения Чейт и ее коллег, не вызывали подобных сдвигов в работе организма слушателей.

Любимые мелодии, в свою очередь, порождали такие изменения очень быстро, через 100-300 миллисекунд после начала воспроизведения аудиоклипа. Иными словами, добровольцы угадывали знакомые им песни буквально по двум-трем нотам, несмотря на их схожесть с другими записями. Как отмечают ученые, это возможно только в том случае, если в мозге человека есть специализированные цепочки нейронов, которые отвечают за почти мгновенную обработку и распознавание различных важных звуков.

Как возникла подобная способность у людей, ученые пока не могут сказать. Однако исследователи предполагают, что она помогала нашим предкам запоминать звуки, которые издают хищники или сородичи, и мгновенно распознавать их. Это может также объяснять то, почему музыка часто сильно "въедается" в память человека, если она вызывает у него сильные эмоции, заключают авторы статьи.