Эффект от продлевающей жизнь диеты для самок мышей свела на нет "пищевая память"

Поздний переход на "здоровую" ограничительную диету оказался практически бесполезен

Самки мышей, которые перешли с обычного, не ограниченного ничем, режима питания на полезную ограничительную диету, прожили столько же, сколько и животные, которые продолжили есть то, что хотели. Выяснившие это ученые делают вывод, что жировым тканям животных присуща своеобразная "пищевая память", которая подавляет все положительные эффекты от ограничения количества калорий. Статью с описанием исследования опубликовал научный журнал Nature Metabolism.

В предыдущих исследованиях ученые уже выяснили пользу ограничительной диеты – то есть такой, в ходе которой количество потребляемых калорий уменьшается на 20-40%. Она продлевала жизнь модельным организмам, например, мушкам-дрозофилам, а также грызунам и приматам. Ученые считают, что потенциально она может помочь и людям.

Однако подробности этого воздействия ученым неизвестны. В частности, их интересует вопрос, сохраняется ли положительный эффект от ограничительной диеты, если перейти на нее после ничем не ограниченного рациона.

Чтобы выяснить это, ученые из Германии, США и Великобритании провели исследование на 800 самках мышей. Половину животных с детства не ограничивали в еде, рацион второй половины составлял 60% от рациона первой. По достижении двухлетнего возраста часть животных оставили на прежней диете – ограниченной и неограниченой, а другой части поменяли режимы питания. Части мышей, которые до того ели сколько хотели, постепенно ограничили еду; а другую часть, которая была на ограничительной диете, перестали сдерживать.

В течение дальнейших месяцев биологи стали следить за тем, как подобные изменения повлияют на животных. Как показывали и предыдущие исследования, ограничительная диета показала свою эффективность: животные с ней прожили дольше тех, которых ученые перестали сдерживать в объемах пищи. Появились и новые результаты: оказалось, что ограниченный рацион не сделал жизнь мышей, которым раньше позволялось все, длиннее: средняя длительность их жизни оказалась такой же, как и у мышей без лимитов в питании.

Авторы делают вывод, что у организма животного существует своеобразная "пищевая память", которая не позволяет ограничительной диете проявить свой положительный эффект. В заключение ученые добавляют, что эффекты, которые они обнаружили при исследовании на мышах, нельзя автоматически переносить на механизмы, происходящие в организме человека. Возможное сходство между ними могут подтвердить только будущие исследования.