Nature: российский ученый приступил к редактированию ДНК человеческих яйцеклеток

Но трансплантировать отредактированный эмбрион в утробу матери он пока не будет
Денис Ребриков  Andrey Rudakov/Bloomberg via Getty Images
Описание
Денис Ребриков
© Andrey Rudakov/Bloomberg via Getty Images

ТАСС, 18 октября. Российский молекулярный биолог Денис Ребриков рассказал о начале своих экспериментов по редактированию ДНК человеческих яйцеклеток и "взрослых" клеток людей, которые страдают от врожденной глухоты. Об этом сообщил журнал Nature со ссылкой на письмо этого сотрудника Российского национального исследовательского медицинского университета им. Пирогова. Однако сам ученый позже уточнил, что его группа пока не проводит экспериментов по редактированию яйцеклеток.

"Без разрешения со стороны Министерства здравоохранения РФ я не стану трансплантировать отредактированный эмбрион в утробу матери. Сложно предсказать, когда мы получим такое разрешение, однако оно будет выдано только после всех проверок безопасности этой процедуры", - заявил Ребриков в письме Nature.

В июне этого года Ребриков рассказал в интервью журналу, что планирует провести эксперименты по модификации ДНК жизнеспособных эмбрионов, похожие на опыты скандально известного китайского генетика Цзянькуя Хэ. Позже, в разговоре с изданием "N + 1", Ребриков заявил, что собирается исправить мутацию в гене GJB2, которая связана с развитием врожденной глухоты.

В письме российский ученый подчеркнул, что эти опыты не нарушают ни одной из существующих норм, но при этом отметил, что не планирует превращать эти яйцеклетки в полноценные зародыши и имплантировать их матери, если Минздрав не разрешит это официально. Пока ТАСС не располагает комментариями Ребрикова.

Позже стало известно, что журналисты Nature, вероятно, неверно истолковали слова Ребрикова. "Они по электронной почте уточнили, есть ли движение [в эксперименте], — рассказал биолог изданию "N + 1", — я ответил, что мы постепенно проверяем эффективность и безопасность метода". Никаких экспериментов на яйцеклетках глухих женщин его исследовательская группа сейчас не проводит, добавил биолог в комментарии изданию.

Вечером редакция Nature сообщила в своем официальном аккаунте в Twitter, что ее сотрудники неправильно интерпретировали слова Ребрикова. На самом деле Ребриков проводит эксперименты на яйцеклетках здоровых женщин, а также культурах "взрослых" клеток глухих людей, проверяя безопасность и действенность избранной им методики редактирования генома. На самом деле Ребриков проводит эксперименты на яйцеклетках здоровых женщин, а также культурах "взрослых" клеток глухих людей, проверяя безопасность и действенность избранной им методики редактирования генома.

Неделю назад Минздрав РФ уже изложил свою принципиальную позицию по этому вопросу, отметив, что проведение подобных экспериментов "преждевременно".​​