Пожилые и молодые люди по-разному воспринимают свет от светодиодных ламп

Оказалось, что с возрастом этот свет становится все более и более зеленым

ТАСС, 17 октября. Избыток фиолетового и синего излучения в спектре светодиодных белых ламп заставляет глаза пожилых и молодых людей по-разному воспринимать их свет. Первым он кажется почти зеленым, а вторым - почти розовым, пишут физики в журнале Optics Express.

"Наше исследование показывает, что доля коротковолновых форм излучения в свете ламп, вкупе с возрастом человека, очень сильно влияет на то, как он воспринимает белый цвет. Светодиодные лампы усиливают этот эффект, так как в их излучении присутствуют большие пики в синей и фиолетовой части спектра", - прокомментировал один из авторов работы Аурельен Дэвид, ведущий ученый стартапа Soraa.

Обычные лампы накаливания, чьи первые прототипы появились еще в конце XIX века, долгое время оставались главным источником света в домах, на заводах и в других помещениях. Лишь недавно их стали заменять альтернативные источники освещения, в том числе люминесцентные и светодиодные светильники.

У подобных источников освещения есть не только плюсы - низкое потребление энергии и относительная долговечность, - но и масса минусов, начиная с неестественного спектра и заканчивая токсичностью производства. Поэтому ученые и инженеры пытаются заменить их или изобрести более экономичные формы уже существующих типов ламп.

Дэвид и его коллеги уже много лет работают над этой проблемой, пытаясь создать новые виды светодиодов, спектр которых не был бы таким же неестественным, как и у классических светильников такого рода. Современные светодиодные излучатели вырабатывают белый свет двумя путями - смешивая три базовых цвета: красный, синий и зеленый, или же преобразуя излучение синего светодиода в поток белого света, обстреливая им специальное вещество-люминофор.

Молодые и старые глаза

При создании таких светильников, как отмечает физик, иногда возникает проблема - добровольцам их излучение не кажется естественным, несмотря на то, что измерительные приборы указывают на белый характер свечения светодиодной лампы. Дэвид и его коллеги попытались выяснить, почему это так, собрав группу из шести десятков добровольцев самых разных возрастов, начиная с 18-летних студентов и заканчивая 65-летними пенсионерами.

Каждый из добровольцев должен был посмотреть на свечение нескольких светодиодных ламп и оценить то, насколько естественен их свет, и если это не так, дать оценку их окраске. Все лампы, по задумке экспериментаторов, вырабатывали почти идеально белый свет с небольшими отклонениями в зеленую или красную часть спектра.

Изначально ученые не ожидали увидеть больших различий, однако сразу Дэвиду и его команде стало ясно, что возраст очень сильно влиял на восприятие света. В частности, пенсионерам белые лампы фактически всегда казались зелеными, тогда как те же светильники вырабатывали розоватый свет, по мнению самых юных участников эксперимента.

Анализируя эти удивительные различия, физики пришли к выводу, что "виновником" подобных разночтений был фиолетовый свет, большие количества которого вырабатывают те лампы, которые они сейчас разрабатывают в качестве замены для классических светодиодных источников света. Оказалось, что человек постепенно теряет способность видеть это излучение, из-за чего сияние светодиодной лампы постепенно "зеленеет" с возрастом.

Этот факт, как считают Дэвид и его коллеги, следует учитывать при разработке новых типов светильников и систем подсветки для дисплеев в электронных приборах, а также при оценке чистоты света и его белизны при помощи измерительных инструментов.